Об Исааке, или душе

Об Исааке, или душе

Святитель Амвросий Медиоланский.
Из книги "Об Исааке, или душе"

1. 1. В книге об отце святого Исаака у нас достаточно сказано и о его происхождении и о благодати (Свт. Амвросий отсылает к своему трактату «Об Аврааме» (De Abraham). К вящей славе его послужило то, что он родился от столь великого и неподражаемого человека и стал для своего отца Авраама наградой. И неудивительно это, ибо в нем образ рождества и страданий Господа явился особенно сильно, ведь и бесплодная старица по обетованию Божию родила его, чтобы мы уверовали, что Бог в силах сделать так, чтобы и Дева родила, и единственный сын, назначенный в жертву, и не погиб для отца, и исполнил жертвоприношение. Поэтому своим именем он обозначает и прообразование и благодать: Исаак ведь в переводе означает «смех», а смех — признак радости (См.: Быт. 21. 6. Филон Александрийский (praem. 5. 31) дает истолкование этого имени (Moreschini. Р. 33, п. 3). А кто не знает, что всеобщей радостью является Тот, Кто стал для всех освобождением от грехов, победив страх и упразднив печаль пугающей смерти? Поэтому того называли, а на Этого указывали, того изображали, а Этого возвещали. Он тот, кого уже тогда преследовала рабыня, он тот, из-за которого тогда уже говорили: Выгони эту рабыню, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком (Быт 21. 10), он тот, кому отец нашел невесту-чужеземку (См.: Быт. 24. 3 и далее. Образ Ревекки у свт. Амвросия многогранен: она и душа, и Церковь, которая составилась из язычников-чужеземцев (3. 7), и невеста из Песни песней. Именно Ревекка получила от Бога пророчество о сыновьях, с ее помощью Иаков получил благословение от отца, см.: Иасоb 2. 2. 6—9; Cain et А. 1. 2. 5; expl. ps. 47, 5.), он тот, кто тихий, смиренный и кроткий, когда пришла Ревекка, то есть терпение (Этимология имени Ревекка, возможно, взята свт. Амвросием у Филона Александрийского (congr. 7. 37; cherub. 13.47) (Moreschini. P. 35, n. 5). Она также встречается у других христианских авторов (Климент Александ­рийский, paed. I. 5. 21. 3; Ориген, horn. in Gen. 10. 2). Это толкование свт. Амвросий повторяет в Иасоb. 2. 4. 14.), ушел в поле, чтобы удалиться от всех. Мудрому свойственно удаляться от плотских страстей, душу возвышать и освобождать от телесного; то есть познавать себя человеком, что на языке халдеев называется Енос, а в переводе «человек». Енос — это тот, который с верой и надеждой призвал Бога, и поэтому верят, что он вознесен (Енос — первый сын Сифа, внук Адама (см.: Быт. 4. 26; 5. 6—11). Этимологию этого имени свт. Амвросий уже объясняет в Abr. 2. 7.). И поэтому представляется очевидным, что не является человеком тот, кто не надеется на Бога. А кто надеется на Бога, не живет на земле, но, словно вознесшись, соединился с Богом, как ясно указывает истолкование истины.
2. Следовательно, благ истинный Исаак (Христос), поскольку Он исполнен благодати и является источником радости. К этому источнику пошла Ревекка, чтобы наполнить кувшин для воды. Писание говорит, что она, сойдя к источнику, наполнила кувшин (Быт. 24. 16) и поднялась вверх. Итак, снизошла к источнику мудрости или Церковь, или душа, чтобы наполнить весь свой сосуд и почерпнуть наставления чистой мудрости, которые иудеи отказались черпать из изобильного источника. А что это за источник, послушай говорящего: Меня, источник воды живой, оставили (Иер. 2. 13). К этому источнику (Источник воды живой — Святой Дух, см.: spir.s. 1. 15. 154; 16. 160.) устремлялась жаждущая душа пророков, как и Давид говорит: Жаждала душа моя Бога живого (Пс. 41. 3), чтобы жажду свою утолить изобилием божественных размышлений и кровь неразумия смыть струями духовных потоков. Ведь это истечение крови вновь открывается, как указывает закон, когда муж соединяется с женой, пребывающей в днях своей крови (См.: Лев. 20. 18.). Жена означает удовольствие, телесные соблазны. Итак, берегись, чтобы сила твоего ума не размягчилась под влиянием соития с плотской страстью и, охваченная ею, не ослабла и не открыла ее источник, который должен быть закрыт и огражден прилежным вниманием и разумным размышлением: Сад ведь затворен, колодец запечатан (Песн. 4. 12). Ведь если сила ума ослаблена, изливаются чувства телесного наслаждения — губительные и несущиеся к похоти, ведущей к тяжкой опасности, — которые пребывали бы в узде, если бы деятельный ум оставшийся на страже и бодрствовал.
3. Поэтому вглядывайся, человек, каков ты, как ты блюдешь свое спасение и жизнь. Так что такое человек? Душа ли, плоть ли или же соединение того и другого? Ведь одно дело — мы, другое — что принадлежит нам, как одно дело тот, кто одевается, а другое — одежда. Мы читаем в Ветхом Завете: Все души, которые пришли в Египет (Быт. 46. 26), — это сказано о людях. И в другом месте сказано: Не пребудет дух Мои в людях этих, потому что они плоть (Быт. 6. 3). Из того и другого следует, что человек называется и душой и плотью. Но различие в том, что там, где говорят «душа» вместо «человек», подразумевается иудей, преданный Богу, а не телу, например, как здесь: Благословенна всякая простая душа (Притч. 11. 25). Когда же вместо «человека» говорят «плоть», имеется в виду грешник, как здесь: А я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7. 14-15). Эти последние слова и о том и о другом, потому что один — это тот, кто хочет, другой — кто ненавидит, другой — кто делает. Затем апостол прибавляет: Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7. 16-17). И еще более выразительно: Вижу... закон плоти моей, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7. 23). И он, провозгласив, что в человеке борются двое: то есть внутренний человек борется с внешним, — предпочел встать на сторону души, а не тела, потому что его душа-пленница влекома ко греху, а он предпочел бы пребывать в ней и в ней, по собственному утверждению, пребывает, когда говорит: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7. 24)? — словно он желает освободиться от внешнего врага.
4. Следовательно, душа не кровь, ибо кровь принадлежит телу, и душа не гармония (Этот отрывок сходен со следующим текстом Плотина: «Может быть, отличаясь от тела, она [душа] — какое-то свойство тела, например, гармония?» (Плотин. О бессмертии души. 2.4. 7. 8d/ Пер. Ю. А. Шичалина). Далее (8е) Плотин доказывает, что душа не энтелехия. Термин «энтелехия», введенный Аристотелем («О душе») и применяемый Плотином, означает некую полноту сущности, «осуществленную сущность»), ибо и такого рода гармония присуща телу, и душа не воздух, ибо одно дело — струя дуновения, а другое дело — душа, и душа — не огонь, и душа не энтелехия, но душа — живая, потому что Адам стал душою живою (Быт. 2. 7), поэтому душа животворит бесчувственное и бездушное тело и управляет им. Существует и лучший человек, о нем говорит апостол: Человек духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 15). Это тот, кто превосходит прочих. Поэтому и Давид говорит: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его (Пс. 8. 5)? Человек суете уподобился (Пс. 143. 4). Не является человеком суеты тот, который был создан по образу Божию, но лишь тот, кто этого лишился, и впал в грех, и соскользнул в вещественное, — тот становится человеком суеты.
5. Следовательно, по своей природе душа — лучшая часть человека, но по большей части из-за своей неразумности становится подвластной тлению, так что склоняется к удовольствиям тела и к своеволию и не соблюдает меру вещей, или ошибается во мнении, или, склонившись к вещественному, прилепляется к телу. Так зрение ее помутняется, и она наполняется злобой, ибо, стремясь к злобе, наполняется ее пороками и нехватка блага становится слишком огромной.
6. Совершенная же душа отвращается от материи, гнушается и пренебрегает всем неумеренным, непостоянным, недобрым; она не видит и не испытывает опасности приближения к земной бренности; к божественному стремится, земной материи бежит. Бегство же не означает, что она оставляет землю, но, пребывая на земле, душа хранит справедливость и трезвенность, отказываясь от пороков, а не от употребления вещей. Святой Давид бежал от лица Саула, но не для того чтобы оставить землю, а чтобы уклониться от прикосновения жестокого, непокорного и вероломного. Он бежал, но прилепился к Богу, как он сам говорил; К Тебе прилепилась душа моя (Пс. 62. 9). Он спасал себя и освобождал от пороков века сего, возвышал душу свою, как Исаак в поле, или удалялся, или, как иные говорят, скитался как странник. А это также означает, что круг общения его составляли добродетели, чтобы каждый скитался в чистоте сердца своего, не смешивался с низменными пороками, и ступал по непорочному пути неповрежденной стопой ума, и никакого места в себе не открывал для тления.
7. Таков был Исаак, когда ожидал идущую к нему Ревекку, готовя себя к духовному союзу. Ведь она шла, уже одаренная божественными тайнами, шла с прекрасными украшениями в ушах и на руках, потому что красота Церкви сияет и в слышимых словах и делах; к ней обратим верное речение: Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих (Быт. 24. 60)! Итак, прекрасна Церковь, которая во враждебных языческих племенах нашла себе сынов. Но возможно отнести это и к душе, которая подчиняет себе телесные страсти и обращает их на служение добродетели и покоряет себе противоборствующие устремления. Поэтому или душа патриарха говорит, видя тайну Христа, видя грядущую Ревекку с золотыми и серебряными сосудами как Церковь с народом из язычников, дивясь красоте Слова и Его таинств: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих (Песн. 1. 2), — или Ревекка, видя истинного Исаака, эту истинную радость, истинное веселие, желает Его целовать.

Написать комментарий