О любви к ближним

О любви к ближним

Святитель Василий Великий.Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой-то причине дозволяем был Писанием, значит — не иметь Христовой любви к ближнему.

+ + +

Если разговариваешь с низшим себя или он тебя о чем-либо спрашивает, не давай ему ответов небрежно, презирая брата в оскорбление Богу. Ибо ругаяйся убогому раздражает Сотворшаго его (Притч. 17:5), — говорит притча. Слово утешения да предшествует прочим речам твоим, подтверждая любовь твою к ближнему. Предлагай его и в середине, и в конце разговора, со светлым лицом, чтобы доставить услаждение твоему собеседнику. При всяком успехе ближнего своего веселись и прославляй Бога, потому что его успехи суть твои, а твои его.

+ + +

Надобно, чтобы все смотрели друг на друга с равномерным расположением и чтобы всем обществом [монахов] владела одна мера любви. Если же найдется кто-то, под каким-нибудь предлогом расположенный с большей любовью к монаху-брату, или родственнику, или к кому другому, то да уцеломудрится, как делающий обиду обществу. Ибо избыток расположения к одному лицу обличает великое оскудение любви к другим.

+ + +

Любовь же друг к другу должна быть во всех так же равной и общей, как человек естественным образом имеет любовь к каждому из своих членов, в равной мере желая здоровья всему телу, потому что страдание каждого члена причиняет равное безпокойство телу. Но как в нас самих, хотя страдание каждого больного члена равно касается всего тела, однако же одни члены предпочтительнее других — ибо не одинаково занимаемся глазом и пальцем на ноге, хотя страдание их и равно, — так надо, чтобы в каждом были сочувственное расположение и любезное отношение ко всем живущим в том же обществе, но почтение по справедливости будет он иметь в большей мере к тем, которые более полезны. Но поскольку все непременно обязаны любить друг друга с равномерным расположением, то оскорбительно для общества, когда находятся в нем отдельные какие-нибудь собратства и сотоварищества. Ибо любящий одного предпочтительно перед другими обличает себя в том, что не имеет совершенной любви к другим. Поэтому равно должны быть изгнаны из общества и непристойная ссора, и частная расположенность, потому что от ссоры происходит вражда, а от частной дружбы и близости происходят подозрения и зависть. Ибо нарушение равенства везде бывает в унижаемых началом и предлогом зависти и неприязни. Поэтому и заповедь приняли мы от Господа подражать благости Его, повелевающего солнцу Своему восходить одинаково над злыми и добрыми (Мф. 5:45). Kак Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви. Ибо где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть. А если, как говорит Иоанн, Бог есть любовь (1 Ин. 4:16), то по всей необходимости ненависть есть диавол. Поэтому как имеющий любовь имеет в себе Бога, так имеющий ненависть питает в себе диавола.

Итак, надо, чтобы любовь у всех и ко всем была равная и одинаковая, а почтение воздавалось каждому по достоинству. У людей же, так между собой сопряженных, телесное родство не будет иметь преимущества в отношении к любви. Брат ли кто кому по плоти, или сын, или дочь, единокровный не будет иметь к родственнику предпочтительно перед другими большего расположения, потому что последующий в этом природе обличает себя, что не совершенно отказался от естественных уз, но управляется еще плотью.

+ + +

Поскольку нам предписано любить ближнего, как самих себя, то посмотрим: имеем ли от Бога и силу к исполнению этой заповеди?

Kто не знает, что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединенное и дикое? Ничто так не свойственно нашей природе, как иметь общение друг с другом и нужду друг в друге и любить соплеменных.

А какие семена предварительно вложил в нас Сам Господь, от тех впоследствии требует и плодов, говоря: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин.13:34). И желая возбудить душу вашу к этой заповеди, в доказательство, кто Его ученик, потребовал не знамений и чудес необычайных (хотя в Духе Святом даровал силу и на это), но что говорит? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). И таким образом везде сочетает эти заповеди, так что благотворение ближнему вменяет Себе. Ибо говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, и прочее; потом присовокупляет: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:35—36, 40).

Следовательно, через исполнение первой заповеди можно преуспеть и во второй, а через исполнение второй опять возвратиться к первой, и кто любит Господа, тот, конечно, любит и ближнего. Ибо любящий Меня, сказал Господь, заповеди Мои соблюдет (Ин.14:23). Сия же есть, говорит,заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин.15:12). И опять, кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя. Поэтому-то верный служитель Божий Моисей оказал такую любовь к братиям, что из книги Божией, в которой был записан, желал быть изглаженным, если не будет прощен грех народу (см. Исх. 32:32). А Павел дерзал молиться о том, чтобы ему быть отлученным от Христа за братий своих сродников по плоти (Рим. 9:3), желая, в подражание Господу, стать сам искупительной ценой спасения всех, а вместе и зная, что невозможно быть отчужденным от Бога тому, кто из любви к Богу, ради важнейшей из заповедей, отказывается от благодати Божией, и что через это получит во много крат более того, чем жертвовал. По крайней мере сказанное достаточно доказывает, что святые достигали до такой меры любви к ближнему.

+ + +

Kакую любовь должно иметь друг к другу?

Kакую Господь показал и какой научил, сказав: любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:12—13). А если должно полагать душу, то тем более необходимо в отдельных случаях оказывать усердие к пользе каждого, не сообразуясь с людскими отношениями, но с целью благоугождения Богу.

+ + +

Kаким образом может человек приобрести любовь к ближнему? Во-первых, да страшится суда за преступающих заповедь Самого Господа, сказавшего: не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36); затем да вожделевает вечной жизни, ибо заповедь Его есть жизнь вечная(Ин.12:50); первая же наибольшая заповедь… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; …вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37—39; Мк. 12:30—31). Да желает также уподобиться Господу, сказавшему: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин.13:34). А еще помогут и следующие рассуждения: ежели брат — благодетель наш, то мы и по-человечески обязаны ему любовью, какую соблюдают и язычники, как ясно говорит об этом Господь в Евангелии: и если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк.6:32); если же он злодей нам, то и в этом случае мы обязаны любить его не только по заповеди, но и за то, что оказывает благодеяние в важнейшем, если верим Господу, сказавшему: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:11—12).

+ + +

Из чего видно, кто любит брата по заповеди Господней, и чем обличается, кто любит его не так?

У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Потому блажен, кто плачет о согрешающем, который через это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который, как написано, приобретает этим несравненную выгоду. Да и апостол Павел свидетельствует, говоря: страдает ли один член, страдают с ним все члены, без сомнения, по закону любви о Христе; и славится ли один член, очевидно, в рассуждении цели благоугождения Богу, с ним радуются все члены (1Kор.12, 26). А кто не так расположен, тот явным образом не любит брата.

+ + +

Что значат слова: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (Рим.12:10)?

Нежной любовью можно назвать высшую степень дружбы, состоящую в пламенном расположении и влечении любящего к любимому. Потому, чтобы братолюбие было не наружным, а внутренним и пламенным, сказано: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью.

+ + +

Что значит: любовь не бесчинствует (1Kор.13, 5)?

То же, если сказать: не отступает от собственного своего образца. Образцом же для любви служат исчисленные в том же месть у апостола свойства любви (1Kор.13, 4—7) (5).


Написать комментарий