О богоугодном и небогоугодном безбрачном целомудрии

О богоугодном и небогоугодном безбрачном целомудрии

 Начнем с вопроса о целомудрии безбрачных, к которым относятся как девственники, так и безбрачные после первого брака.
   Сразу заметим, что целомудрие безбрачных далеко не всегда бывает от христианской добродетели, и это связано с причиной, почему человек не имеет половых отношений. Так, к праведным причинам относятся случаи, когда человек сознательно дает обет целомудрия ради посвящения себя Богу и сохранения чистоты. Но если человек решает остаться безбрачным, сохраняя девственность по каким-то другим причинам, не связанным с Богом и стремлением к телесной и душевной чистоте, или если девственность сохраняется невольно по каким-либо жизненным обстоятельствам (болезнь, одиночество, старость, гордость и др.), то это не является добродетелью христианского целомудрия. О нехристианском целомудрии говорится следующее:
   Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, О посте): «…целомудренный по необходимости не есть еще целомудренный, потому что стал таким по необходимости».
   Василий Великий (Толкование на пророка Исаию, на 1-ю главу): «Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов».
   Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.230): «…целомудрие в старости - не признак воздержания, но признак бессилия к распутству».
   Илия Екдик (Добротолюбие, т.3. §134): «Бесплодную блудницу нельзя назвать целомудренной потому только, что она не рождает».
   Также нехристианское воздержание от плотских отношений бывает от следования учениям различных языческих вер или еретизму.
   Бл. Августин (О граде Божием, ч.21, гл.20): «И индийские гимнософисты, которые в пустынях Индии предаются философским упражнениям нагими, суть граждане этого (земного) града, но они при этом воздерживаются от рождения детей. Воздержание это не есть благо, если оно происходит не по вере в высшее Благо, Которое есть Бог».
   Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков (гнушающихся браком) одинаково, а может быть у них и гораздо большее; но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас - участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ - общение с Женихом. Отчего же так, - за одни и те же труды возмездие противоположное? Оттого, что они (еретики) избрали девство, чтобы поставить закон противный Богу; а мы это делаем, чтобы исполнить Его волю».
   Нельзя не сказать, что и диавол побуждает язычников быть в воздержании.
   Тертулиан (Послание к жене, ч.1, гл.5): «Станем ли мы считать тяжким и трудным воздержание христианской жены в то время, как самые язычники посвящают сатане свое вдовство и девство? В Риме жены, хранящие беспрерывный огонь на жертвеннике Весты, обязаны оставаться девственницами под опасением жесточайшей смертной казни. В Эгии мечется жребий для посвящения девственницы Юноне. В Дельфах безумная Пифонская прорицательница не знает брака. В Африке, посвящаемые Церере вдовы, становятся вдовами странным образом: они оставляют ложе живых своих мужей, и кладут на место свое других жен, а сами не только воздерживаются от плотского союза, но не позволяют себе даже обнимать и целовать собственных детей; потом, доколе служат Церере, остаются в сем состоянии притворного вдовства, не имея никаких утешений, доставляемых нам святою нашею религиею. Вот что учредил диавол, и он находит людей, ему повинующихся. Ему хотелось бы привлечь к себе же и служителей Божиих под тем предлогом, что слуги его способны к величайшим жертвам. Он умеет губить людей и самыми их добродетелями. Для него все равно убивать души посредством ли похоти или посредством воздержания».
   К нехристианскому целомудрию относятся и те случаи, когда люди не имеют склонности к телесному сладострастию, и они относятся к так называемым «скопцам по рождению», к тому же есть и евнухи.
   Бл. Феофилакт (Толкование Ев. от Матфея, гл.19, 12): ««Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12). Подвиг девства, говорит, есть жребий не многих. Есть скопцы от утробы матерней, то есть люди, которые по природному сложению не имеют влечения к совокуплению (с женами), но их целомудрие не приносит им пользы. Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же сами себя ради царствия Божия суть не те, которые отрезывают у себя члены, ибо это преступно, но те, которые воздерживаются. Понимай и так: бывает скопец от природы, то есть, как выше сказано, по природному сложению не склонный к любострастию. Оскопляемый от людей есть тот, кто удаляет от себя разжжение плотской похоти вследствие человеческого наставления».
   Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «…никто не будет хвалить за девство евнухов, не вступающих в брак, … у них происходит (это) по необходимости естества».
   Кстати сказать, что тому, кто холоден к половым отношениям, тому лучше не вступать в первичный или повторный брак, но если человек очень хочет иметь другие преимущества брака (детей, общение), то лучше изначально ввести половое воздержание в уклад семьи, если, конечно, к этому готов супруг(а).
   К неправедному целомудрию относится и то, когда человек только внешне целомудренен, а внутри увлекается блудными мечтаниями, приводящими к разжжению плоти, которые могут заканчиваться рукоблудием.
   Симеон Новый Богослов (Слова, сл.73): «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и осквернится ими, считается блудником, хотя бы не видал никогда лица человеческого».
   Нельзя не сказать и то, что искажение добродетели целомудрия может проявляться через две крайние страсти: или чрезмерное порабощение плотскому сладострастию, или гнушение половыми отношениями в браке по презрению к ним.
   Григорий Нисский (О девстве, гл.7): «…целомудрие есть середина, и от него могут быть явные отклонения в ту и другую стороны, к порокам. Ибо кто по недостатку душевной твердости легко подчиняется страсти похоти, тот, не вступив на путь добродетельной и воздержной жизни, впадает в «страсти бесчестия» (Рим. 1, 26). Кто же преступает границы того, что доступно целомудрию, и отдаляется от средины — добродетели, в другую сторону, тот, как в какую стремнину, впадает в учение бесовское (о гнусности брака)».
   Итак, перед Богом ценно, когда человек добровольно подвизается в подвиге воздержания и целомудрия ради чистоты и посвящения себя Богу, и именно это является истинным христианским целомудрием.
   Василий Великий (Толкование на пророка Исаию, на 1-ю главу): «А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений».
   Авва Херемон (Собеседование второе Иоанна Кассиана, гл.11): «…совершенство истинного целомудрия составляет то, что оно не только подавляет возбуждение плотской похоти, но и со всем ужасом отвращается, постоянно сохраняет ненарушимую свою чистоту».
   Феофан Затворник (Толк. на посл. 2Тимоф, 1,7): «Обыкновенно под целомудрием разумеется чистота от всякой плотской скверны. Дух благодати, пришедши и воспринят быв сердцем, отрешает его от пристрастия ко всему чувственному и вкус к тому отбивает. Если же это водворяется в сердце, то какое место найдет при нем плотское вожделение?».
   Бл. Феофилакт (Толкование Ев. от Матфея, гл.19, 12): «…«и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12). Подвиг девства, говорит, есть жребий не многих. …Оскопляющий сам себя есть тот, кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решился на подвиг целомудрия. Таковой очень хорош, потому что он независимо от других, а сам произвольно вступает на путь к царствию небесному. Желая же, чтоб мы добровольно подвизались в добродетели (девства), Господь говорит: «Кто может вместить, да вместит». Таким образом, Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается».
   Но при этом нельзя не сказать, что для христианской добродетели целомудрия необходима и милостивая помощь Божия.
   Бл. Августин (Исповедь, кн.2, гл.7): «…кто из людей, творений немощных, может приписать самому себе целомудрие и невинность? Как обретет и сбережет он их без Твоего (Господи) милосердного попечительства?».
   Также хотелось бы отметить, что зачастую наши души как бы и хотят целомудрия, но в тоже время и не хотят, и вот как об этом сказал бл. Августин.
   Бл. Августин (Исповедь, кн.8, гл.7): «Как жалка была юность моя! Даже тогда, когда я просил Тебя о целомудрии и воздержании, я говорил: "Дай, но только попозже". Я боялся, вдруг ты услышишь меня и дашь прямо сейчас; я искал пресыщения страстями, а не их угасания».

Написать комментарий