Святым Духом всяка душа живится

Святым Духом всяка душа живится

Из дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского. Бог есть бездна всякого блага, всеведения, премудрости, всемогущества, благодати и милосердия, правды, неизменяемости в добре, но прилепляйся Господеви чрез молитву веры и чрез дела любви – «един дух есть с Господем» (1Кор.6:17): потому и он исполняется, по мере своей веры и любви, мудростью, силою духовною, получает от Него, как от истой благости, вся яже ко спасению, и сам бывает благ и сострадателен к другим, исполняется разума духовного, твердости и неизменяемости в вере и добродетели. Так как Бог есть источник приснотекущий, то нам следует только верою живою и любовью нелицемерною быть соединенными с Ним, чтобы исполняться от Него всякими благами духовными. Это соединение возможно всегда и на всяком месте, было бы только всегда с нами наше сердце, а не с диаволом и не с суетою мира сего. – Потому-то мы видим между праведниками прозорливых и пророков, творящих чудеса всемогущества божественного, любви и милосердия, твердых, неизменных в добродетели до положения жизни своей за веру, ради любви к Богу, исполненных духовной мудрости святых, «яко свят Господь Бог» их (Пс.98:9).
 
Если сердце и мысли твои в согласии со вселенским верованием и с заповедями Божиими, то непременно ты имеешь тогда тесную связь с Богом и сродство с Ним, потому что Бог есть духовная, мысленная, личная Сущность; но если сердце твое и помышления твои в чем-либо изменяют сознательно вселенской вере и заповедям Божиим или словам Евангелия, предписывающим правила христианской жизни, то твое соединение с Богом разрывается и твое сердце вступает в гибельную связь с врагом истины и жизни – диаволом. – Как воздух комнатный, не сообщающийся с внешним воздухом, перегорает, наполняется множеством посторонних, вредных для жизни начал и теряет свои жизненные начала, – так и душа, отделяющаяся от Бога чрез намеренное сомнение, неверие и беззакония, теряет свое жизненное начало и живет только физическою, низшею жизнью. Как для освежения воздуха, для наполнения его жизненными началами, надо проводить внешний воздух в комнату, так и в душу – этот как бы воздух, заключаемый в храмине нашего тела, – надо проводить, верою и любовью, животворное дыхание или веяние Божественного Духа, и тогда она каждый раз будет оживляться, будет получать новые силы для веры и любви. Святым Духом всяка душа живится (Антиф., гл. 4, на утрени). Ибо что такое человек, как не сткляница, исполненная дыханием Божиим – или душою по образу и подобию Божию? Надо же переменять воздух в этой стклянице, – тем более, что в нас он от природы испорченный, от самых первых виновников греха, и портится нашими страстями и похотями и заражается часто ядовитым диавольским дыханием.
 
Как комнатный воздух имеет тождество с внешним и от него происходит, как он необходимо предполагает наружный, всюду разлитый воздух, так и душа наша – дыхание Духа Божия – предполагает существование вездесущего и вся исполняющего Духа Божия. Параллель между храминами вещественными и храминами духовными.
 
Однажды навсегда знай, что в Церкви, во всех ее службах, таинствах и молитвословиях дышит дух святыни, дух мира, дух жизни и спасения, а это свойственно только Духу Святому. Святые помышления или слова жизни и истины легко отличить от помыслов и слов лжи и смерти; первые приносят в душу мир и жизнь: последние томление, беспокойство, смерть духовную. – «Мудрование плотское – смерть есть; а мудрование духовное – живот и мир» (Рим.8:6).
 
Так как Бог есть мысленное Существо, то чрезвычайно скоро можно потерять Его из сердца; равно как скоро же можно решительным покаянием во грехах приобресть Его сердцу.
 
Дивное дело! когда сердце посредством живой веры соединено с жизненным началом – Духом Святым, тогда оно покойно, пространно, и мысль тогда свободна и светла, и язык свободен и плавно ровен; но лишь только мысленно пожалеет человек в это время для брата своего чего-нибудь вещественного, например, пищи, денег, вспомнивши о каком-нибудь брате, ищущем его пищи, сердце его мгновенно поражается духовной апоплексией, бывает связано, удручено; мысль также связывается вследствие поражения сердца – источника мысли и темнеет, язык – тоже, кровь принимает усиленное обращение и делаются приливы к голове, весь человек бывает в стеснительном, ненормальном положении. – Так достойно наказывается пренебрежение наше к духовной стороне нашего брата; так достойно наказывается привязанность наша к вещественности! Слава правде Твоей, Господи!
 
Всемогущая сила Божия, сущая и действующая во всем мире, сосредоточивается, подобно тому как солнечные лучи собираются в фокусе или в стекле, в святых иконах. Сосредоточение силы Божией особенно бывает в разумном образе Божества – в человеке, именно в сердце его, исполненном веры, надежды и любви, как в фокусе; в нем-то отражается светом Своим Солнце правды, триипостасный Бог наш с обилием даров Своих по мере веры каждого, – согревая и освещая душу каждого.
 
Вы видели, как лик человеческий в разломанном зеркале отражается во множестве ликов по числу отдельных, разбитых кусков зеркала, или как в каждом водяном пузырьке, или в каждой капельке росы и в каждом зрачке глаза отражается лик человеческий? Если это такое возможное и обыкновенное дело в природе, то отчего нам, христианам, не допустить многочисленных изображений одного итого же лица, положим Господа, или Пречистой Его Матери, или святого, и в каждом образе не видеть самого Господа, или Пречистой Его Матери, или святого, как в зеркале или в рисунках мы видим многочисленные отображения одного и того же лица, и не чтить их свойственною им честью? – Не сама ли природа некоторым образом учит нас перенимать у нее то, что служит к нашему благочестию?
 
Источник: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 2 М.: 2001, стр. 241-245 
 

  

Написать комментарий