Почему мы забываем, что «с нами Бог»?

Почему мы забываем, что «с нами Бог»?

Сущность настоящего празднества – т. е. Рождества Христова – Церковь выразила трогательным возглашением: С нами Бог! (Ис. 8, 10; Мф. 1, 23). Вот почему добрые христиане в святые рождественские дни так благодушно настроены, так довольны и радостны. С нами Бог! – говорят они. Итак, дождались мы исполнения многовековых надежд, упований и чаяний: упала стена, бывшая между землей и небом, пала преграда, разделявшая Бога с человеком, – с нами Бог!
Однако восторженное чувство сразу находит для себя остановку. В глубокой древности над землей Израильской тяготел гнев Божий. Ее разоряли враги внутренние и внешние. Люди, чистые душой, страдали и недоумевали о таком страшном несчастии. К одному из таких чистых сердцем, именем Гедеон, явился однажды Ангел Господень и возвестил ему следующие слова: Господь с тобою, сильный крепостию (Суд. 6, 12). Сознавая всю тяжесть горя, Гедеон усомнился и возразил: Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? (Там же, 13). Такого рода мысли невольно проносятся в душе многих из нас. «Где, – спрашивают люди, – те благотворные плоды пришествия Господа на землю, о которых предсказывали пророки, благовествовали апостолы? Где тот мир на земле, который воспели Небесные Силы при рождении Бога Слова? (см.: Лк. 2, 14). Напротив, все, кажется, идет таким же путем нестроения и печали, как и прежде: или война, или страх войны, или слух про войну. Общественные и семейные разногласия, раздоры и размолвки, ссоры, соперничество, ревность, зависть – все те же враги нашего мирного земного благоденствия».
Что же сказать на это? Согласиться с таким воззрением – значит прекратить празднество, перестать возглашать: С нами Бог!, переменить это возглашение на другое, отчаянное и страшное – «С нами нет Бога, потому что мы все в бедах и напастях; все во вражде; даже враги человеку домашние его! (Мих. 7, 6; Мф. 10, 36)».
Этот жгучий вопрос разрешил Сам Иисус Христос. Он на подобный вопрос поучительно отвечал: Не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17, 20). Нисшествие Господа на землю, как известно, совершилось тихо и незаметно. О том, что родился на земле Спаситель, жил, учил, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо, – об этом знали и ведали буквально несколько самых верных. Так же тихо и неприметно совершается нисшествие Господа Спасителя и в душу каждого из нас. Это нисшествие Господа в человеческую душу в 71-м псалме уподобляется маленькой капле, падающей с облачного неба на жаждущую землю: Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71, 6).
Нечего, следовательно, удивляться тому, что многие не замечают в других этого Божественного нисшествия. Если, действительно, в окружающей нас среде нет следов благодатного присутствия Господа, если кто-либо, к несчастью, в себе самом не замечает благодатных явлений Господа – то эта вина заключается в нас самих.
Чтобы усвоить себе благотворные плоды сошествия к нам Сына Божия, требуется, по объяснению апостола, чтобы изобразился в нас Христос (см.: Гал. 4, 19). Если бы каждый из нас стремился жить во Христе, подражать Ему (см.: Рим. 8, 1; Еф. 5, 1), то как высоко могло бы подняться наше человеческое достоинство! Если бы в нас отразились деятельным и живым образом черты христианского учения, то мы стали бы носителями Святаго Духа.
Нисшествие в нашу душу Иисуса Христа оттого незаметно, что мы сами закрываем душу от принятия благодати. Не нашлось, как говорится в Евангелии, в целом городе Вифлееме места для рождения Иисуса Христа, и Он удостоил чести Своего Богоявления в образе Предвечного Младенца забытую пещеру. Так часто и мы, прилагая грех к грехам, снова воздвигаем стену между Богом и собой, ту стену, которая была разрушена явлением в мир Сына Божия. Если же мы работаем над собой, побеждаем в себе себялюбивые страсти, то душа наша непременно будет ощущать и познавать великую истину того, что поистине с нами Бог!
Мы можем громко возглашать и торжественно прославлять присутствие Божие на земле, если свою природу, освященную благодатными Таинствами, не растлеваем неправдами и греховными сквернами. Души целомудренные, души, стяжавшие терпением и теснотой венец чистоты, могут, не боясь обличений, ныне искренно и от сердца взывать друг к другу, и к своим, и к чужим: С нами Бог!
Да, Господь от нас не отступит, если мы, по мере своих сил, чаще и возможно чаще будем проверять свою совесть, развивать свой ум благоговейными мыслями о Господе, внедрять глубже и глубже в свое сердце веру, молитву и любовь и облагораживать свою волю подражанием жизни Спасителя. При этих условиях неотступно с нами Бог!
Как же велика должна быть радость христианина, если с ним находится Бог! Ничто его не может запугать и устрашить: ни болезни, ни бедствия, ни коварство врагов, ни измены, ни утраты и вообще ничто внешнее. Царь и пророк Давид, ощущая близ себя присутствие Божие, говорит: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс. 22, 4).
Пожелаем же один другому, как желает добрый друг, чтобы Господь пребывал с нами всегда; чтобы Он, родившийся в нашем сердце сегодня, сотворивший обитель в нашем сердце, не был изгнан из любящего сердца, чтобы мы силой страстей и порока не явились в отношении Его ни вероломным Иудой, продавшим Господа за сребреники, ни Пилатом, осудившим Его, неповинного, на смерть. О, тогда Он, Царь неба и земли, и нас не оставит сиротами (см.: Ин. 14, 18): С нами Бог! И мы с Богом – и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
 
Протоиерей Валентин Амфитеатров
Духовные поучения. М., 1911.
Источник: газета "Православный крест"

Написать комментарий