Замечательную особенность праздника Богоявления Господня в
церковном Богослужении составляют два великих водоосвящения, называемые так, в
отличие от малых, которые совершаются при обыкновенных молебствиях во всякое
время по благочестивому усердию желающих.
Одно из великих водоосвящений совершается накануне
праздника, или в сочельник, по окончании Богослужения. Это первое великое
водоосвящение совершается в церкви, — в воспоминание того древнего обычая, по
которому в это время крестили оглашенных, или новообращенных, из иудеев и
язычников. А другое водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в
самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках, и даже
на прудах и при колодцах, — в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на
Иордане. Отчего и самый крестный ход на воду в этот день называется «ходом на
Иордан»; и самое то место, где погружается в воду животворящий Крест,
изображающий Самого Христа, — называется «Иорданом».
Та и другая вода, освященная в это время троекратным
погружением в нее святаго Животворящаго Креста после великих, трогательных и
знаменательных молитв и песнопений, имеет одинаковую святость и называется
«святой богоявленской водой», которая, по свидетельству святителя Златоуста,
"никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением".
Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут
подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.
Вода богоявленская так важна и так необходима для всех
христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ей
себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения
обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя
от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что
некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также
одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например
шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в
чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.
Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется
причащением; конечно, не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же
божественную силу, как самое Причащение Тела и Крови Иисуса Христа, — но в том,
что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от святого Причащения, она
назначалась вместо самого Причащения Святых Христовых Таин. А в местах,
отдаленных от храма, эта вода, называемая по-гречески "агиасмою", то
есть святыней, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть
ему преподаваема вместе с пасхальным артосом (или отдельно), как напоминание о
святом Причащении.
Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех
других случаях можно заменять святое Причащение Тела и Крови Христовой этой
водой, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при
своем самовольном отступлении от Святой Церкви, причащаться Святых Христовых
Таин. Важна и свята богоявленская вода, но она никогда не может заменить вполне
святое приобщение великих, принебесных, Святых Божественных Христовых Таин. Она
должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит "к
избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную и к
отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов", — как и говорит нам
это Святая Церковь, освящающая эту воду благодатию Святаго Духа.
Некоторые в самую полночь почерпают воду из рек или
источников и, смешивая ее вместе с освященной накануне или в самый день
Крещения водой, также хранят ее благоговейно для священного употребления.
Обычай почерпать воду в полночь накануне Богоявления имеет то основание, что
Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, а это такое для
нас знаменательное время, когда совершились и многие другие события Ветхого и
Нового Завета. На основании этого предания и доселе иерусалимские христиане из
местных жителей и путешественников-богомольцев, приходящих на поклонение Святым
местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордан, близ того
места, где, по преданию, крестился Иисус Христос, собираются в огромном
множестве с зажженными свечами и со священными песнопениями. И дожидаются, пока
в самую полночь не начнется Великое водоосвящение с троекратным погружением
Креста, после чего все спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в
священные струи священной реки. На основании этого предания, еще во времена
святого Иоанна Златоуста у христиан был обычай и в прочих реках и источниках
почерпывать воду в полночь на Богоявление и сохранять ее как святыню, для
употребления в течение целого года.
Но, хваля добрые обычаи христиан, сохранившиеся до сего
времени от древних времен, мы, к прискорбию, должны заметить, что некоторые из
христиан и особенно простых, необразованных людей мало понимают святость и силу
этой богоявленской воды и не умеют обходиться с ней, как с великой святыней.
Так, иные в Навечерие Богоявления, не дожидаясь окончания Богослужения, с шумом
и криком бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом
многие друг друга толкают и проливают святую воду напрасно. И отсюда происходит
между ними то страшная давка, то даже открытая брань.
Христиане православные! Устрашитесь Божия гнева за такое
поругание святой, богоявленской воды и за такое страшное поругание святого
храма, который обращается вами в это время, не в дом молитвы, а «в вертеп
разбойников» (Мк. 14; 11,17). Именем Святой Церкви всех вас прошу: после
окончания Великого освящения воды, когда будете почерпывать освященную воду,
помните, что это — святыня, которую нужно брать «с благоговением и страхом
Божиим», не борзясь и не толкаясь в шумном безпорядке. Иначе благодать Божия,
которую мы призовем на эту воду молитвами Святой Церкви, отступит от ваших
сердец! И самая святая вода, добытая вами с насилием, шумом и обидой ближнего,
как и всякая святыня, при таких условиях обратится для вас, вместо здравия души
и тела только в осуждение от Бога и добрых людей.
Не скверните того, что Сам Бог освятил, а «почерните воду с
веселием» (Ис. 12; 3), в тишине души и тела, с полным благоговением! Нет
особенной нужды набирать воды более надлежащего. В случае ее умаления она может
быть разбавлена и простой, чистой, или в другое время освященной водою, не
теряя чрез то своей благодатной силы даже и в малейших ее каплях.
Братие и чада о Христе! Еще раз, именем Церкви Святой, общей
нашей Матери, и прошу, и молю вас о том, чтобы вы подходили к почерпыванию
святой воды по окончании всего вечернего богослужения не иначе, как с
благоговением, в полной тишине и совершенном порядке, без шума, толкотни и
давки.
И да не будет этот мой совет только гласом, понапрасну
раздающимся в пустыне, для людей с окаменелым слухом и сердцем! Надеюсь, что
люди умные и добрые этот благой совет исполнят, зная несомненно из уст святой
Церкви, что «благодать Святого Духа невидимо подавается от Христа Бога и Спаса
душ наших» только верно и благоговейно «почерпающим святую богоявленскую воду».
Аминь.
Из "Проповедей
" протоиерея Иоанна Полисадова