О брачном целомудрии

О брачном целомудрии

   Брак у святых отцов называется «пристанью целомудрия».

   Иоанн Златоуст : «(Брак) есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии».

   Что касается понятия брачного целомудрия, то оно включает, во-первых, сохранение верности супругов и ограждение от блуда или прелюбодеяния.
   Иоанн Златоуст : «…не помеха брак для целомудрия, а скорее ограждение для него (от блуда)».

   Во-вторых, супружеское целомудрие означает умеренные и своевременные чувственные пожелания к соитию между супругами и частичное или полное воздержание от супружеских отношений. Этот вид супружеского целомудрия дан для укрощения порока плотского сладострастия, который владеет многими людьми и который поддерживается даже при законном сожитии с противоположным полом.

   Если хранение верности считается правильным и добром, то умеренность и воздержание в супружеских отношениях у большинства людей (в том числе и у некоторых христиан) не считается правильным и нужным. Но именно эта вторая сторона брачного целомудрия напрямую относится к христианским бракам.

   Чтобы точно знать об этой стороне целомудренного брака, кратко остановимся на вопросе о видах воздержания.

   Воздержание бывает частичное и полное. Частичное это не только воздержание вынужденное (старость, болезнь, разлука, месячные очищения жен, беременность), а и воздержание, рекомендуемое Церковью, т.е. в пост и святые дни. Полное же воздержание – это осознанное и добровольное воздержание для исполнения слов: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7,29).

   Таким образом, христианское супружеское целомудрие имеет три составляющие: 1. не изменять, 2. иметь частичное воздержание (в дни рекомендованные Церковью) и это должно быть нормой для христиан, и 3. иметь полное воздержание от брачных отношений, но это не норма, а совет, дающийся для тех, кто хочет достичь высших духовных ступеней. В случае если христианин не исполняет одного из первых двух условий, он не может считаться христианином, имеющим целомудренных брак, и его брак не отличается от брака неверующих или маловерующих людей.

   Следует также знать, что первое условие (верность) относится к ветхому состоянию человека, и направлено на восстановление естества от греха, который манит человека к незаконным и беспорядочным отношениям. Второе условие (воздержание в особые дни, связанные с богоугождением) относится к состоянию человека, обновленного Благодатью Христовой, и вводит в естественное состояние, когда человек, следуя естественным стремлениям тела, угождает ему, но угождает и Богу, усмиряя эти стремления. Третье условие супружеского целомудрия – прекращение брачного соития - высшее состояние, соответствующее новому человеку, превышающее естественные телесные и душевные стремления человека.

   Также нельзя не напомнить, что враг рода человеческого воюет против этих трех состояний. Против заповеди «не изменяй» - учит измене. Против заповеди: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор.7,5) - учит невоздержанию. Против полного воздержания враг учит блудным помыслам и душевной нечистоте.

Написать комментарий