Евангельское учение о нерасторжимости брака

Евангельское учение о нерасторжимости брака

Евангельское учение о нерасторжимости брака. Развод. Можно ли христианам вступать в брак с разведенными
    Главные причины распада семейств и разводов. Евангельский закон о нерасторжимости брака. В каких случаях допустим развод? Вдовство. Второбрачие.


   В настоящее время многие не считают важным соблюдать супружескую верность. Одни тайно нарушают ее, другие, не скрываясь, открыто, без стыда предаются разврату, третьи совершенно разрывают супружеский союз – расходятся, одни чуть не сейчас после бракосочетания, другие проживши вместе целые десятки лет. Только и слышно о супружеских раздорах и разводах. И никогда еще не было у нас на Руси такого множества разводов, как в последние годы. Грозная опасность нависла над русским народом – опасность полного развращения и нравственной гибели общества.
   У людей, лишенных веры в Бога и нравственных устоев, эгоизм и чувственная сторона взяли верх, нет и понятия, что человек должен жить не только для земли и плотских удовольствий, но и для неба, что придется каждому дать строгий ответ на суде Божием и горькая участь ожидает в будущем всех развратников и прелюбодеев.
   Богозабвение и отсутствие страха Божия – одна из главных причин распада семейств  . Где нет веры в Бога и жизни по заповедям Божиим, там люди лишены (точнее, сами себя лишают) благодатного охранения и помощи Божией, предоставлены только своим силам и действию собственных страстей, подвержены влиянию темных духов злобы и злокозненных людей.
   Кроме этой основной причины распада семейств существует много других. Среди них: добрачное развращение юношества (начиная со школьной скамьи в наших смешанных учебных заведениях); нравственная неспособность серьезно и глубоко смотреть на обязанности, налагаемые браком; опустошенность души и какое-то страшное легкомыслие вступающих в брак супругов, одинаково ветреных и склонных видеть в браке только то, что видят в нем некоторые ветреные животные, например бабочки, мухи, кузнечики и т.п., комбинирующиеся в брачные пары на весьма кратковременные сроки .
   В наше время, когда, можно сказать, весь ад злых духов вылез на землю, приходится наблюдать распад и хороших, серьезных супружеств вследствие злокозненного влияния на такие семьи со стороны людей, враждебных вере Христовой, людей развращенных и негодных. Действуя с помощью врага рода человеческого (нередко прибегая к колдовству), они расстраивают мир и сеют раздоры в семьях, стараются довести до развода или, навеяв безумную страсть к третьему лицу, ввергнуть в грех прелюбодеяния. Такое бедствие возможно и в христианских семьях, если христианские супруги духовно не бодрствуют, не защищаются молитвою и силою благодати Божией, получаемой в Таинствах исповеди и Причащения.
   Многие как на причину неверности и разводов указывают на недостатки одного из супругов, несходство характеров, жестокое обращение, пьянство и проч. Без Божией помощи, конечно, трудно переносить все это и преодолевать возникающий на этой почве семейный разлад. Только в христианстве даются благодатные силы к исполнению всеобщей заповеди: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). «Если такой закон о взаимном терпении и благоснисхождении дан всем, то тем охотнее должны исполнить его такие близкие друг другу люди, как супруги. Нежелание потерпеть раздувает неприятности, и пустяки возгромождаются в разделяющую стену. На что ум-то дан? – Углаживать жизненный путь. Благоразумие помогает устранять возникшие недоразумения. Не устраняются они от недостатка житейского благоразумия, а больше от нежелания обдумать хорошенько положение дел и еще больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей (плотских удовольствий). Прекращаются услаждения – прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше – вот и развод. Чем больше опошливают цели жизни, тем более учащаются разводы, с одной стороны, а с другой стороны – беззаконное временное сожительство. Источник же этого зла в материалистическом воззрении на мир и жизнь».
   В своем эгоизме и ожесточении разводящиеся супруги забывают и о собственных детях, совершают тяжкое преступление против них. «В каждой семье детская колыбель есть связь, сдерживающая семью, соединяющая так или иначе мужа и жену... Разрываются семейные узы – рвется пополам их скрепа – колыбель. Разводы губительно отражаются на детях. Разводы – это, может быть, самое преступное из детоубийств – избиение младенцев и в душе их, и в теле их».
   Нарушение людьми закона Божия о браке, о его нерасторжимости несет в самом себе наказание еще в этой земной жизни и ответственность на Суде Божием. Учение Иисуса Христа о браке изложено у трех евангелистов: Матфея (Мф.5:31-32, 19:3-9), Марка (Мк.10:2-9) и Луки (Лк.16:18), а также у апостола Павла в Первом послании Коринфянам (1Кор.7:10-11).
   Евангелисты Матфей и Марк повествуют, что однажды к Иисусу подошли фарисеи и, искушая Его, спрашивали: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться (Мк.10:2-4) – если муж находит в жене что-нибудь противное и возненавидит ее (Втор.24:1-2). Господь тогда сказал им: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь (Мк.10:5), а сначала было не так. В начале создания Бог сотворил мужской пол и женский (Быт.1:27) и сказал: потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт.2:24). Итак , – сказал Господь, – что Бог сочетал, того человек да не разлучает... (Мф.19:6; Мк.10:1). Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф.19:9). И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк.10:12).
   Из этих слов Спасителя нам совершенно ясно, что древний, первоначальный закон Божий о браке не допускал развода. Этот закон, как закон Бога Творца, как закон вечный, данный на все времена и для всего человеческого рода, должен быть единым законом для всех людей, как закон самый совершенный.
    Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их; и сказал... и будут два одною плотью (Мф.19:4-5). Слова эти означают, что Бог, сотворивший мужчину, как мужскую половину человеческой природы (пол – половина), сотворил и другую к нему половину в лице женщины и повелел им, двум половинам, происходящим из одного корня, соединяться в одно тело, соединяться для совместной жизни так, чтобы составлять одно целое, одну плоть, чтобы считаться уже как бы одним существом. По установлению закона Божия брак – не простое сожительство мужчины и женщины, а такой союз или объединение раздвоенной на две половины человеческой природы, которой люди не должны разрушать, расторгать: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
   Таким определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединяться навсегда и никогда не разлучаться. Следовательно, «как рассекать плоть (тело) есть дело преступное, так и разлучаться с женою – дело беззаконное».
   Но такое единение двух в одно несомненно нарушается с появлением третьего лица, завладевающего телом одного из них, вследствие чего происходит раздвоение целого, распадение брачного союза; прелюбодеяние одного из супругов пременяет, пресекает любовь и единение, разрывает, расторгает брак. Супруг-прелюбодей переменяет (слав.: прелюбы творит ), променивает чистую супружескую любовь на любовь к третьему лицу, к любодею (любовь деющему), проявляющему, «деющему» к нему любовь нечистую, блудную, греховную.
   Господь наш Иисус Христос, как Законодатель Нового Завета, требует от Своих последователей высшей нравственности по сравнению с Ветхим Заветом, властно подтверждая святость первобытного закона о браке и его нерасторжимость. Он осуждает всякий развод, не вызванный прелюбодеянием. Расторгнутый не по вине любодеяния брак, как незаконно расторгнутый, считается как бы продолжающимся, и потому вступление разведенных таким образом супругов в новый брак с другими лицами должно считаться прелюбодеянием, нарушением единства плоти их по первому браку. Нарушают это единство и вступающие в брак с такими разведенными и чрез это совместно с ними совершают прелюбодеяние. Вот почему Христос сказал: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф.19:9), ибо они (оба разведенные супруга) законом Божиим и законом природы все еще соединены друг с другом, хотя и оформили развод на бумаге.
   Апостол Павел, чтобы сохранить брачные узы христиан нерасторгаемыми, повторяет эту заповедь Господа в Послании Коринфянам и воспрещает новое вступление в брак разведенным, побуждая их таким способом помириться и возвратиться к прежнему браку. Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей (1Кор.7:10-11). Христианин должен быть миротворцем по отношению к другим (людям), а тем более по отношению к своей жене .
   Так же строг Евангельский закон и по отношению к тем, которые женятся на разведенных. Муж, который прогнал жену или развелся с ней не по причине неверности ее, дает ей повод («разрешение») прелюбодействовать – при живом муже грешить с другим. А кто женится на такой разведенной, тот тоже прелюбодействует, ибо брак расторгнут только формально, а по закону Божию он не мог быть расторгнут. «Муж, хотя бы не взял другой жены, – говорит Златоуст, – делается виновным через то, что заставляет свою жену прелюбодействовать, а взявший пущеницу становится прелюбодеем потому, что взял чужую (жену), ибо хотя она и изгнанная, но все-таки остается женою незаконно ее изгнавшего». И если бы другой не взял ее, то она, может быть, возвратилась бы к первому мужу и они помирились бы.
   Святой Василий Великий в каноническом послании к Амфилохию, епископу Иконийскому, пишет: «Если муж, бросив жену (отказавшийся от жены), возьмет другую, то и сам он прелюбодей, потому что доводит жену до прелюбодейства (т.е. будет виновен, если она начнет грешить с другим), и живущая вместе с ним вторая жена тоже есть прелюбодейка, потому что отвлекла к себе чужого мужа».
   Итак, христианину возбраняется вступать в брак с незаконно разведенными, т.е. разведенными не по вине любодеяния.
   По Евангельскому закону, лицо, виновное в нарушении святости брака (в грехе прелюбодеяния), после расторжения брака осуждается на «всегдашнее безбрачие», т.е. не может вступать более в брак, а лицо невиновное имеет право вступать в новый брак.
   Святые Отцы и учители Церкви рассматривают также вопрос о возможности дальнейшего сожительства жены с изменившим ей мужем и мужа с неверной женой.
   Древние Отцы Церкви и наши отечественные подвижники, такие как, например, еп. Феофан Затворник, выдерживая строгий взгляд Евангелия на вину прелюбодеяния, в то же время не упускают из виду и заповедь Евангелия о всепрощающей любви к кающемуся брату: покаявшуюся жену-прелюбодейку оскорбленный муж обязан простить. Так же должна поступить обиженная жена по отношению к неверному мужу, если он покается и будет просить прощения и примирения. Только доказанное непостоянство, ветреность есть достаточное основание развода. Причем здесь имеются в виду и те нравственно-психологические последствия, которыми прелюбодеяние отразилось в том или другом из супругов. Если последствием падения одного из супругов явилось полное разрушение супружеской симпатии в обоих или в одном из супругов, то в этом случае невозможно требовать неисполнимого, т.е. продолжения супружеской жизни между враждебными друг другу лицами. Напротив, где не наступило такого психологического разрушения брака и в душе обиженного супруга сохранилась жалость и дух всепрощения к падшему, кающемуся в своем грехе, то следует им не разрывать союза ради заповеди Христовой о всепрощающей любви и ради детей, если они имеются у них.
   Из первохристианской древности мы имеем следующее свидетельство решения этого вопроса. В «Пастыре» Ерма, апостольского мужа (начало II века), читаем следующее.
   – Заповедую тебе, – говорит Пастырь, – соблюдать целомудрие; и да не всходит тебе на сердце помысл о чужой жене, или о любодеянии, или о каком-либо дурном деле, потому что делающий это совершает великий грех. А ты помни всегда о Господе, во все часы, и никогда не согрешишь.
   Ерм сказал на это Пастырю:
   – Если, господин, кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе (т.е. христианку) и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с ней?
   Пастырь ответил:
   – Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.
   – Что же делать, – говорит Ерм, – если жена будет оставаться в своем пороке?
   Он ответил:
   – Пусть муж отпустит ее, а сам останется один. Если же, отпустивши жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует.
   – Что же, господин, – продолжал Ерм, – если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?
   И Пастырь сказал ему:
   – Если не примет ее муж, он грешит и допускает грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене. Но прелюбодейство не в том только, если кто оскверняет свою плоть; прелюбодействует и тот, который делает свойственное язычникам (т.е. поклоняется идолам и следует языческому или безбожному нечестию).
   Во второй апологии святого Иустина Мученика (dagger; 166 г.) читаем следующий рассказ. «Одна женщина имела у себя распутного мужа и сама была прежде распутною. Когда же она познала учение Христово, то и сама обратилась к доброй (целомудренной) жизни, и старалась убедить к тому и своего мужа, излагая ему учение Христово и внушая, что для тех, которые живут не целомудренно и не согласно со здравым разумом, будет мучение в вечном огне. Но муж продолжал то же распутство и своими поступками отчуждил от себя жену. И она, почитая нечестием далее разделять ложе с таким мужем, который против закона природы и справедливости всячески изыскивал средства к удовлетворению похоти, захотела развестись с ним; но, уважив советы своих родных, которые убеждали ее потерпеть еще в надежде, что муж когда-нибудь переменится, принудила себя остаться. Когда же муж ее отправился в Александрию и сделалось известным, что там он вдался в дела еще худшие, тогда она, чтобы, оставаясь в супружестве и разделяя с ним стол и ложе, не сделаться участницей его непотребств и нечестия, дала ему так называемый развод и удалилась от него».
   Святой апостол Павел в своих Посланиях касается еще одного возможного состояния брачных лиц – вдовства.
   В Послании к Коринфянам он пишет: жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1Кор.7:39). Это изречение апостола Павла вообще полезно знать всем: и женатым, и замужним, и вдовствующим, и вступившим во второй брак. Жена, находящаяся в браке, не решится принадлежать другому, услышав, что она привязана ( связана с ним законом ), пока он жив; также и лишившаяся мужа, если захочет вступить во второй брак, сделает это не просто и случайно, но весьма обдуманно и согласно с христианскими законами, о которых говорит апостол Павел: свободна выйти, за кого хочет, только в Господе , т.е. с воздержанием, с целомудрием и за человека верующего (христианина), благочестивого, целомудренного. А не так, как делали многие молодые вдовы по смерти мужей, которые «предавались сначала разврату и придумывали другие нечистые способы жизни, а потом принимали следующих мужей, и часто мужей беспутных и развратных».
   Впрочем, Апостол, делая снисхождение вдовцам и вдовицам, дозволяя им второй брак, блаженнейшими почитает тех, которые не вступают во второй брак. Ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие или однобрачие – второбрачия.
   «Всего лучше, – говорит Златоуст, – ожидать (вдове) умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобресть большее благоволение Божие». И та жена, которая решится жить в чистом девстве и пребывать до конца жизни верною своему умершему мужу, сподобляется особой похвалы от Апостола: он называет ее блаженнейшей (1Кор.7:40), если не вступит в брак после вдовства, а пребудет в творении добрых дел, в благоугождении Господу и добром воспитании детей. «Истинною вдовою, – говорит он далее, – делает не просто то, чтобы не вступать во второй брак, но и упражнение в добрых делах, в милостыне, в человеколюбии и служении странникам, больным, скорбным».
   Но в тех случаях, когда молодые вдовы не чувствуют в себе расположения к сохранению чистого вдовства и могут подпасть неудержимым стремлениям плотской сластолюбивой жизни и развратиться, Апостол дает совет вступать в брак, рождать детей, управлять домом и не подавать противникам (христианства) никакого повода хулить христианскую веру (1Тим.5:14).
   Советы Апостола вдовицам относительно второго брака пригодны и полезны также и вдовцам. «Они (эти советы), – говорит Златоуст, – полезны и мужьям, чтобы и они любили и скончавшихся жен своих и не заставляли детей своих жить вместе с львицами, приводя им мачех и ниспровергая всю свою безопасность...
   Но говоря это, – продолжает святитель, – мы не отвергаем второго брака (для вдовцов и вдовиц) и не законополагаем, но увещеваем: если кто может быть целомудренным, оставаться при первом. Увещеваем и советуем это и для самой безопасности дома. Второй брак часто бывает началом и предлогом раздора и ежедневных суматох. Часто муж, сидя за столом и вспоминая о первой жене, тихо прослезится при второй; а эта тотчас свирепеет и приступает подобно дикому зверю, требует от него удовлетворения за нежность к той; и если он захочет хвалить скончавшуюся, то основание похвал делается предлогом для суматохи и раздора. Мы и с врагами скончавшимися примиряемся, и после их смерти прекращаем вражду с ними, а у женщин все напротив. Ту, которой она не видела, которой не слышала, от которой не потерпела ничего ужасного, она ненавидит и отвращается, и сама смерть не погашает ненависти. Кто видал, кто слыхал, чтобы с завистью ревновали праху и враждовали против пепла?
   Но беда не ограничивается этим, а родились ли дети от второй жены или нет, опять суматоха и раздор. Если не родились, то она больше мучается и смотрит на детей первой жены как на врагов, причинивших ей величайшую несправедливость, при жизни их яснее чувствуя свое собственное бесчадие. Если же они рождаются, то опять не меньшая беда. Часто муж, нежно расположенный к отошедшей, ласкает ее детей, любя и вместе сожалея о сиротстве их; а вторая жена повсюду желает отдать предпочтение своим детям, а тех не желает поставить даже в ряд братьев и сестер, но отверженных домочадцев; все это может разорить дом и сделать для женившегося жизнь не в жизнь. Поэтому мы увещеваем, если возможно, оставаться целомудренными, довольствоваться первым браком, и ни женам (вдовам) не искать женихов, ни мужьям (вдовым) – жен, чтобы не низвратить всего дома».


Гермоген Шиманский   

"Христианская добродетель целомудрия и чистоты   
по учению святых Отцов и подвижников Церкви"   

Написать комментарий