О молитве за умерших

О молитве за умерших

 Слово в день памяти преподобного Макария Египетского.

   I. В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преподобного Макария египетскаго, жившаго в IV веке по Р. Хр.

   Однажды, ходя по пустыне, преп. Макарий увидел на земле сухой человеческий череп. Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук. – Чей ты череп? вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: – я был начальником всех здесь обитавших жрецов; а ты – авва Макарий – исполненный духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду. – Какая же бывает вам отрада и какая мука? вопросил старец. – Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, отвечал со стенанием череп; и мы не можем видеть друг друта. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду. Слыша это, старец прослезился и сказал: несчастен тот день, в который человек преступил заповедь Божию. Потом опять спросил: – есть ли у вас и другия, большия муки? Из черепа послышался голос: другие находятся еще глубже под нами. – Кто же это? опять спросил старец. – Мы, не познавшие Бога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, продолжал голос из черепа; а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его заповедей, те под нами испытывают еще тягчайшия, несказанныя муки. Святой старец после того закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумьи.

   II. «Скажем по поводу сего несколько слов о молитве за умерших».

   а) Моление за усопших издревле существовало и существует в церкви, не как торжественно возвещенный, существенный член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами. Приведем на сие некоторыя свидетельства.

    «Благодать даяния», пишет сын Сирахов, «пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбраны благодати». Что значит здесь «благодать даяния?» Если это дар алтарю, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», очевидно значат: принеси жертву по усопшем, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочет признать более вероятным, что «благодать даяния» значит благотворение бедному, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», будут значить: подай милостыню в память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имел сын Сирахов: оне обе предлагают одно, им общее основание, – то, что живущий может и должен делать добрыя и душеполезныя дела ради усопшаго.

   В истории Маккавеев находим именно жертву и молитву за усопших. Иуда принес ее за воинов, умерших во грехе взятия военной добычи «от даров идольских» которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих (2 Мак. XII. 39-46).

   б) С тех пор, как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопших вошло в него, как часть, постоянно к составу его принадлежащая. Свидетельствуют о сем все древния чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии св. Иакова, брата Господня. Посему нет никакого сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.

   в) Св. отцы также свидетельствуют о пользе молитв за умерших. «Аще и грешен отъиде», – говорит св. Златоуст, – «елико возможно есть, помогати достоит: обаче не слезами, но молитвами, и мольбами, и милостынями и приношениями. Не просто бо сия умышлена быша, ниже всуе творим, память о отшедших в Божественных тайнах, и о них приступаем, молящеся Агнцу, лежащему, вземшему грех мира, но да отсюду будет им некая утеха. Ниже всуе предстояй жертвеннику, страшным тайнам совершаемым, вопиет: о всех во Христе усопших и памяти о них совершающих» (на I посл. к кор. бес. 41).

    «Не должно отрицать», говорит блаженный Августин, – «что души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в церкви: но сие полезно только тем, которые в жизни заслужили то, чтобы им сие после было полезно» (О «вер., над. и люб. гл. 110).

   г) Св. Григорий Двоеслов представляеть примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы в продолжение тридцати дней; потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная Жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему, и сказал: «доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен: ибо сего дня получил приобщение» (Бесед. кн. IѴ40;, гл. 55).

   III. Для внимательных довольно сказаннаго, чтобы каждый подтвердил себе следующия, не незнакомыя, но нередко забываемыя правила:

    «Первое»: молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.

    «Второе»: не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя, по твоей кончине, молитвы принесут душе твоей отраду, и помогут ей в достижении вечнаго покоя и блаженства в Боге, присно блаженном и препрославленном во веки. Амин. (Сост. по Ч. М. и проповед. Филарета, митр. моск., т. III, изд. 1877 г.).



Протоиерей Григорий Дьяченко      

"Полный годичный круг кратких поучений,     
составленных на каждый день года"      


Написать комментарий