Искушение за непослушание

Искушение за непослушание

Преподобный Никита Печерский, стал одним из первых русских святых. Но до того как он был избран епископом Новгородским, юный монах Киево-Печерского монастыря пережил страшное искушение, которое служит примером необходимой предосторожности в духовной жизни. Об этом искушении рассказано в Киево-Печерском Патерике — собрании рассказов о святых. В книге о преподобном отце нашем Никите Затворнике говорится, что он прельщен был диаволом, явившимся ему в образе ангельском. И стал тогда Никита, будто премудрым и пророком. Когда же покаялся, забыл все. Потом же был епископом и чудотворцем Новгородским.

Больше других бывают почитаемы такие храбрые воины, которые привыкли сражаться не в полку, но в одиночку устремляются на врага. И, если Господь часто и попускает им пасть на время, чтоб не превозносились, но, видя их прежнее рвение и мужество, не оставляет их до конца. Восстанавливает их и делает непобедимыми. Из таких храбрых воинов Христовых в Печерском святом монастыре были преподобный Исаакий Затворник и этот блаженный Никита, о котором Киево-Печерский Патерик свидетельствует:
— Во время игуменства преподобного Никона был в Печерском святом монастыре брат, именем Никита. Он начал просить игумена благословить его подвизаться наедине, войдя в затвор.

 
 Игумен препятствовал этому, говоря:
— Чадо, нет тебе пользы, будучи юным, сидеть в праздности. Лучше тебе будет остаться с братией и работать вместе, и ты не лишишься награды своей.
Ты сам видел нашего брата Исаакия Печерского, как в затворе он был прельщен бесами, если бы не спасла его великая благодать Божия, по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия!
 
 Никита же отвечал:
— Никак, отче, не прельщусь я такой вещью. Но желаю стать крепко против козней бесовских. И буду молить человеколюбца Бога, чтоб и мне подал дар чудотворения, как Исаакию Затворнику, который и доныне творит много чудес.

Игумен снова сказал ему:
— Свыше сил желание твое. Берегись, чадо, чтоб, превозносясь, не ниспасть, я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание твое ты будешь увенчан от Бога.

Никита же никак не смог послушаться слов игумена. Не мог подавить в себе великого рвения к затворническому житию. И сделал то, что замыслил. Затворился, крепко заградил дверь. И пребывал наедине, в молитве, не выходя. Но уже вскоре не избежал он диавольских сетей. Во время пения своего, услышал он голос, молящийся вместе с ним. И почувствовал несказанное благоухание.

Прельстившись этим, сказал себе:
— Если б не был это ангел, то он не молился бы со мной. И не было бы здесь обоняния Святого Духа. Начал прилежно молиться, говоря:
— Господи, явись мне Сам, чтоб я увидел Тебя!
 
 
Тогда был к нему голос:
— Не явлюсь я тебе, потому что ты юн, чтоб ты не ниспал, превозносясь. Затворник же со слезами сказал:
— Не прельщусь я, потому что игумен научил меня не внимать прелести бесовской. Я сделаю все то, что ты велишь!

Тогда душегубительный змей, получив власть над ним, сказал:
— Невозможно человеку, находящемуся в теле, видеть меня. Но я посылаю ангела моего, чтоб он был с тобой, а ты твори волю его. И пред ним стал бес в образе ангела. Никита же пал ниц и поклонился ему, как ангелу.

Сказал ему бес:
— С этих пор ты уже больше не молись. Но читай книги ветхозаветные. И так ты будешь беседовать с Богом. Подавай полезные советы приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца всех о спасении твоем.

Поверив, еще больше прельстился затворник, и уже больше не молился, но прилежал чтению книг и видел постоянно беса, молящегося о нем. И радовался, думая, что ангел творит за него молитву. Много Никита беседовал с приходящими к нему, из Ветхозаветных Писаний о пользе души. Начал он и пророчествовать. И пошла о нем великая слава. Так что все дивились, как сбываются слова его.

Однажды послал Никита к князю Изяславу, говоря:
— Сегодня убит князь Глеб Святославич. Скорей пошли сына своего Святополка на престол Новгородский. И как он сказал, так и случилось. Через несколько дней, пришла весть об убиении князя Глеба. Еще сильнее прослыл он пророком. Внимательно слушали его князь и бояре.

Если бес и не знает того, что будет; но, что сделал он сам, или чему научил злых людей, убить или украсть, то он может указать. Также, когда приходили к затворнику за словом утешения, тогда бес, мнимый ангел, рассказывал ему все случившееся с ними, а он пророчествовал, и так сбывалось.

Никто не мог состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета. Он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств. И все пророчества по порядку. И хорошо знал все еврейские книги.

Евангельских же и апостольских святых книг, данных нам благодатью, чтобы исправиться и утвердиться никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать. И не позволял беседовать с собой из Нового завета. Поэтому все поняли, что он прельщен врагом.

Встревоженные этим, пришли к прельщенному Никите преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом. Пимен Постник и Исаия, который был епископом Ростовским. Матфей Прозорливый и Исаакий, затворник пещерный. Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, который был епископом Тмутараканским. Нестор летописец, Григорий, творец канонов. Феоктист епископ Черниговский, Онисифор Прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили совместную молитву к Богу о Никите. Постом и молитвой отогнали от него беса, так что он больше не видал его.

Выведя расслабленного из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета. Он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его. Принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью.

Человеколюбивый Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, — к которым приучал он себя в юности, — принял его истинное покаяние. И как, принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: — Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих (Ин. 21.15, 16). Знамение благоприятного покаяния подал и блаженному Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского.

В Новгороде, в уверение и ясное доказательство прощения святому, бывшего раньше падения — прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Епископ Никита погасил молитвой пожар в городе, и творил много других чудес. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу 27 (14) мая 1109 года. Мощи святого и облачение были впоследствии обретены нетленными...

+++   +++   +++

С 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты крестным ходом при стечении тысяч новгородцев были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор.  

И ныне у раки с мощами святителя Никиты получают благодатную помощь и исцеления все с верою и любовью притекающие.   

Искушение за непослушание

Тропарь, глас 4:

 

Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 6:

Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящыяся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.

 

 

Написать комментарий