Значение чистоты целомудрия

Значение чистоты целомудрия

    Связь чистоты и святости по Апостолу. Плоды чистоты, награда за нее. Преподобный Ефрем Сирин о чистоте целомудрия.

    Воля Божия , – говорит Апостол, – есть освящение ваше (1Фес.4:3). И чтобы не оставить для нас сомнительным или неясным, что он хотел назвать освящением – праведность ли, или любовь, или смирение, или терпение, – ибо во всех этих добродетелях приобретается святость, – он разъясняет, что, собственно, он хотел назвать святостью. Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1Фес.4:3-5). Чистоту целомудрия Апостол называет честью сосуда (т.е. тела нашего) и святостью. Напротив, кто вдается в страсти похотения, тот находится в бесчестии и нечистоте и бывает чужд святости.

   Продолжая свою речь о чистоте, Апостол далее говорит: ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1Фес.4:7). И кто отвергает это, сказанное о святости, тот отвергает не человеческую заповедь, а Божию, отвергает Бога, Который назначил сердце наше в жилище Святому Духу Своему (1Фес.4:8). По толкованию святых Отцов, апостол Павел указывает здесь, что через чистоту целомудрия «Святой Дух будет обитать в нашем сердце, что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства». В подтверждение этого в другом Послании он пишет: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14). Этим наставлением Апостол также ясно показывает, что без чистоты целомудрия, без святости, которую обыкновенно называют непорочностью духа и чистотою тела, вовсе нельзя увидеть Бога. Чтобы еще более уяснить эту мысль, он добавляет: наблюдайте... чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца... как Исав... (Евр.12:16).

   Чистота есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием ее.

   «В чистоте, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма». Прекрасно сказано древними подвижниками, что «блуд есть ложь (обман), а целомудрие есть истина и истинное удовольствие».

   Приятность («сладость») чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело (Пс.138:14).

   Целомудренный получает постоянное душевное удовольствие от сознания победы над порывами страстей, от увеселения и спокойствия совести, от уважения к самому себе. В страсти же – волнение, неистовство, умоисступление, телесное расслабление, болезни. Удовольствие в страсти кратковременное, а после – угрызения совести, помрачение разума, скорбь, ревность, ссоры, опасения, постоянные неудовольствия, раздражительность и душевное смятение, а при смерти – великая скорбь и тяжесть души.

   «Чистота усвояет нас Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными». Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела, бесы же, по утверждению некоторых (подвижников), ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело. «Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте».

   «Плотяные люди никакой (другой) добродетелью так близко не уподобляются духовным Ангелам в образе жизни, как; заслугою и благодатию целомудрия, посредством которой, еще пребывая на земле, они имеют, по Апостолу, жительство на небесах (Флп.3:20), которое (после воскресения из мертвых) по отложении плотского тления, согласно обетованию, будут иметь в будущей жизни святые, которые уже и здесь, в бренной плоти, владеют им».

   Преподобный Ефрем Сирин в похвале чистоте целомудрия говорит: «Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд. Чистота – ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства. Чистота – узда для очей, она изводит все тело из тьмы в свет. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота – родоначальница любви и ангельского жития. У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота – дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее ее, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль. Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие. Чистота просвещает праведных, омрачает диавола, течет к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3:14). Чистота отгоняет уныние, внушает терпение. Чистота – легкое бремя, не тонущее на водах, и вечное богатство, скрытое в душе христолюбивого человека, которое владеющего им отыщет и во время нужды. Чистота – прекрасное имение, которого звери не опустошают и огонь не поджигает. Чистота – духовная колесница, которая владеющего ею возводит на высоту.

   Чистота упокоевается в душах кротких и смиренных и производит Божиих человеков. Чистота расцветает, как роза, среди души и тела и наполняет весь дом благоуханием. Чистота – предшественница и собирательница Святого Духа. О любящем чистоту радуется Святой Дух и подает ему терпение. Чистота умилостивляет Бога, достигает Его обетований и у всех людей обретает себе благодать. Ее возлюбили святые, ее возлюбил святой евангелист Иоанн и, возлюбив ее, удостоился возлежать на персях Господа славы (на Тайной вечери). Чистота приобретает почести не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве. Ее возлюбим всем сердцем и мы, благословенные последователи Христа Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас».

Гермоген Шиманский     

Христианская добродетель целомудрия и чистоты    
по учению святых Отцов и подвижников Церкви    

Написать комментарий