О необходимости примиряться с врагами

О необходимости примиряться с врагами

  Слово протоиерея Григория Дьяченко в день памяти святого мученика Никифора.

   I. Св. мученик Никифор, память коего совершается ныне, был мирянин и находился в большой дружбе с одним священником – Саприкием, но по каким-то обстоятельствам дружба эта впоследствии не только охладела, но и превратилась во вражду.

   Никифор, однако же, постепенно смягчился и старался помириться с Саприкием. Саприкий же, напротив того, не хотел и слышать о примирении.

   Между тем в это время настало гонение на христиан. Священник Саприкий был одним из первых, преданных на истязания. Он с твердостию переносил их, наконец был осужден на смертную казнь. Узнав об этом, Никифор поспешил испросить прощение у мученика. Но хотя у Саприкия и оказалось достаточно силы душевной, чтобы совершить подвиг, в то же время не достало у него в сердце ни любви, ни смирения, чтобы помириться с своим врагом... Не пожалел он и не простил своего бывшаго друга, который со слезами умолял его о примирении, который страдал теперь о нем же самом, о Саприкии-мученике, лишавшем себя по своей злопамятности победнаго венца...

   Сопровождавшие Саприкия к месту казни удивлялись скорби Никифора и говорили ему: «такого безумнаго человека мы никогда не видели: что тебе за дело до осужденнаго? он идет на смерть, а ты просишь у него прощения... Разве он по смерти вредить может тебе чем нибудь? Какая тебе нужда мириться с тем, кто скоро умрет?

   – Вы не знаете, чего я прошу у исповедника Христова, а Бог это знает!.. отвечал Никифор. И так до самаго места казни следовал он за Саприкием и не переставал молить его: – «мученик Христов, прости меня!» Но тот оставался безчувственным, и на горячия мольбы смиреннаго Никифора отзывался только гордым безмолвием; в своей злобе на брата оставался непоколебим. И за это поколебалось Божие долготерпение: Господь отринул от Себя, не захотел принять подвига от человека, не очищеннаго примирением с братом, хотя уже он как бы стоял на пороге блаженной вечности... Господь лишил Своей благодатной помощи душу, в которой было так много ненависти и гордости. Предоставленная самой себе, эта душа потеряла всю силу... Приблизившись к месту казни смутился и затрепетал Саприкий после того, как он уже претерпел лютыя истязания, и малодушно устрашась смерти, он отрекся от Христа...

   – Не убивайте меня, – сказал он палачам, – я исполню царское повеление: принесу жертву богам.

   Услышав это, в ужас пришел Никифор и стал умолять Саприкия не губить себя, не отступать от Христа. Но ослепленный злобою Саприкий не послушал его.

   Тогда Никифор сам заявил себя христианином и испросил себе смерть вместо Саприкия. Таким образом смиренному Никифору даровано было счастие победоноснаго мученическаго подвига, а жестокосердый и непреклонный во вражде Саприкий произвольно лишился его.

   Св. Никифор принял казнь мечем в Антиохии в 260-м году.

   II. Приведенный разсказ из жизни св. мученика Никифора показывает, как гибельна вражда и как необходимо примиряться друг с другом.

   а) Скорее мирись с ближним, учит святитель Тихон задонский: смерть невидимо за нами ходит и нечаянно нас похищает. Что станет с человеком, если она похитит его во вражде с ближним? С чем он явится пред судом Христовым? – Умел ты, возлюбленный, оскорбить своего ближняго: умей же с ним и примириться. Не медли в таком важном деле, не отлагай до утра: вед ты не знаешь, дождешься ли до завтрашняго дня. Бог обещал кающимся милость Свою, но не обещал завтрашняго дня. Сломи себя, сокруши в своем сердце идола гордости и поклонись со смирением своему ближнему, котораго ты оскорбил. И когда будешь ему кланяться телом, то кланяйся и сердцем; будешь просить прощения устами, проси и сердцем; каешься языком, кайся и жалей и сердцем; целуешься устами, целуйся и сердцем. Помни, что Бог смотрит не на наружность, а на сердечное расположение.

   б) Ты скажешь: «невозможное дело любить врагов и добро им творить». – Неправда. Возможно же это было Давиду, который плакал о погибших врагах своих – Сауле и Авессаломе. А слезы о погибели врагов – явный знак любви ко врагам. Возможно было и святому первомученику Стефану молиться за врагов своих, которые побивали его камнями: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7:60). Возможно было это и всем святым, значит – возможно и тебе. Ты человек, и они все были такие же, как ты, люди; ты немощен, и они такую же немощь имели. Если бы земной царь повелел тебе: или простить ближнему обиды его, и даже послужить ему, или же – подвергнуться казни: чтобы ты лучше избрал – умереть или простить и послужить ему? Думаю, что ты согласился бы скорее на последнее. А вот Царь небесный повелевает тебе не только прощать оскорбляющим, но и любить врагов, и добро творить ненавидящим: иначе вечная смерть грозит тем, кто не хочет слушать повеления Царя небеснаго... Истинная добродетель состоит в победе над самим собою: делать не то, чего хочет греховная твоя природа, а то, что хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией, побеждать благим злое, смирением гордость, терпением и кротостию гнев, любовью ненависть. Вот в чем состоит победа христианина, и она славнее всякой победы над народами. Этого требует от нас Бог: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12:21).

   в) Спаситель говорит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6:14. 15). Видишь, христианин, как страшно не отпущать согрешений ближнему. Отпущаешь ты, отпущает и тебе Бог; не отпущаешь ты, не отпущает и тебе Бог. А что такое ты сам пред Богом, и что такое молитва твоя?

   Ты молишься Богу: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Когда ты прощаешь от сердца ближнему твоему, то молишься ты сердечно, и истинно, нелицемерно произносишь слова сей молитвы к Богу... А когда не оставляешь от сердца ближнему, то и молишься ты только словом и устами, и потому лицемерно. Поэтому молитва твоя нисколько не пользует тебе, но даже и в грех обращается. Видишь, куда приводит человека гнев и вражда его!

   III. И так, победи себя, возлюбленный, и, отложив гнев твой, прости все ближнему твоему: тогда и молитва твоя будет нелицемерная, и подастся тебе оставление долгов твоих. Слово Божие верно, истинно и непреложно. Что Бог говорит, то так и есть на самом деле, как Он говорит; что Он обещает, то и исполняется; чем угрожает нам, то и сбудется, если не покаемся. Если мы прощаем ближним их согрешения против нас, то и нам Бог прощает по Своей милости; а если мы не оставляем, то и нам Бог не оставляет.



Протоиерей Григорий Дьяченко     

Написать комментарий