О двух разных плодах, полученных от принятия Божественной трапезы

О двух разных плодах, полученных от принятия Божественной трапезы

Куда пошли из-за Тайной Вечери апостолы? Они пошли с Учителем и Господом своим в Гефсиманию, чтобы там бодрствовать и молиться, страдать и уповать. А куда пошел Иуда? Он пошел один, к врагам Иисусовым, за спирой и слугами, чтобы взять и предать им своего Учителя и Господа. От одной и той же Божественной трапезы - какие два различных плода!.. Из одного и того же святого места - какие два противоположных пути!.. 


Куда привел путь апостолов? Сначала в Гефсиманию и на Голгофу, потом на Елеон, потом в Сионскую горницу, а потом - на небо... А путь Иудин? Он привел сначала в чертоги Каиафы, потом завел было несчастного на некоторое мгновение ко храму, но потом - и скоро, привел к погибельному древу, а с него - в ад!.. До того различна была участь первых причастников Тела и Крови Христовой! Отчего такое (ужасное!) различие? От благой и злой воли. Благая воля привела апостолов на небо; злая воля низвела во ад Иуду. И Петр падал, но встал; то же было бы и с Иудой, если бы покаялся и сотворил плоды, достойные покаяния. 

Идет ли кто ныне путем апостолов? Идет тот, кто, причастившись Тела и Крови Христовой, почитает себя через то самое неразрывно и навсегда соединенным со Христом; а посему следует за Ним всюду, куда ни поведет Он, на Фавор или в Гефсиманию; кто, принадлежа Спасителю своему всем существом своим, старается уподобляться Ему во всем, мыслить так, как мыслил Он, говорить так, как говорил Он, жить и умереть, как жил и окончил земную жизнь Он! 

Нейдет ли кто и ныне путем Иудиным? Идет тот, кто, принимая Тело и Кровь Господа в Евхаристии, принимает их как простой хлеб и вино, и почитает себя через то ничем необязанным своему Спасителю; кто в храме показует некое уважение к Святыне и, когда говорят о грехах и измене закону, готов, подобно Иуде, спросить: не я ли, Господи? А за храмом явно покланяется миру и его кумирам, продает безстыдно веру и закон, стыд и совесть. 

Таков и ныне путь апостолов и путь Иудин! 

Пред вами оба пути: и один какой-либо непременно избрать должно! «Иже несть со Мною, на Мя есть», - сказал Сам Господь (Лк.11:23). 

Итак, с кем вы? С кем, не здесь и теперь в храме, а там, где встретит вас искушение; где, может быть, надобно будет или приять честь и богатство неправедные, или идти на крест за правду?.. Но, вы уже избрали, что должно; каждый из вас сказал: я не дам Тебе лобзания Иудина! Смотрите - не давайте же сего адского лобзания! Иначе оно будет некогда жечь уста и сердце ваше пламенем адским! 

Каждый из вас обещал исповедывать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите - исповедайте же! В случаях к сему не будет недостатка; ибо мир и теперь тот же, что был прежде: весь во зле лежит и к злу всех влечет. 

Стойте же мужественно против сего зла и в себе, и в других! Не возвращайтесь на прежнее! Благоразумный разбойник, если бы ему удалось сойти с креста живым, без сомнения, посвятил бы всю остальную жизнь Господу, и соделался бы ревностнейшим из учеников Его. 

Посвятим и мы все остальное время жизни нашей Ему же Всеблагому, дабы в час смерти услышать от Него: «днесь со Мной будеши в раи» (Лк.23:43)! Аминь.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Слово в субботу недели 1-й Великого поста, по причащении



Написать комментарий