От Крыма к Царьграду

От Крыма к Царьграду

Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля…

Эти слова великий русский поэт (и вместе с тем консервативный мыслитель и публицист) Федор Тютчев обратил к легендарному министру иностранных дел Российской империи князю Александру Горчакову. Тогда, в 1871-м последний русский канцлер одержал крупную дипломатическую победу над "нашими западными партнерами": впервые после поражения нашей страны в Крымской войне 1853-1856 годов России удалось возродить военный Черноморский флот.

РУСОФОБИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ

События тех далеких десятилетий во многом напоминают сегодняшние. Европа, отнюдь не симпатизировавшая находившейся в упадке и постепенно разваливавшейся Османской империи, делала все, чтобы позиции России на Черном море были максимально ослаблены. А в идеале - чтобы наша страна вовсе лишилась геополитических высот, на которые государство Российское взошло при Екатерине Великой.

Напомню, в конце XVIII столетия девизом императрицы стали слова "Отторженная возвратих". И хотя это касалось в первую очередь присоединения к Российской империи западнорусских земель в ходе разделов Речи Посполитой, те же слова можно отнести и к другому славному деянию Екатерины. А именно - к возвращению Русского государства в земли Кубани, Тамани и Тавриды (Крыма).

Конечно, католический Запад (на тот момент уже устремившийся по пути безбожного прогресса) не пожелал возвращения столь сильного православного соседа, каким еще недавно была Восточно-Римская империя - Византия. А потому уже вскоре после того, как пережил смуту Французской революции, попытался от нас избавиться. Сначала руками Наполеона, а затем и недавних союзников по антинаполеоновской коалиции Европа попыталась избавиться от Великой России. Именно вчерашние союзники спровоцировали кровопролитную Крымскую войну (к слову, при прямом благословении римско-католической церкви, провозгласившей ту войну "священной").

Увы, в 1856-м Россия в военном смысле проиграла, но смогла отстоять свое право на владение землями, откуда есть пошла Русская Земля в духовном отношении. Земли, где в Корсунской купели крестился равноапостольный князь Владимир. А потому даже ослабленную Российскую империю продолжили клевать. В межвоенный период - посредством международной пропагандистской машины, в которую в те годы уже превратилась западная пресса. Так, в 1869 году русский мыслитель Николай Данилевский в своей знаменитой книге "Россия и Европа" об этом писал следующим образом:

"Россия, - не устают кричать на все лады, - колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и, следовательно, угрожает спокойствию и независимости Европы. Это - одно обвинение. Другое состоит в том, что Россия будто бы представляет собой нечто вроде политического Аримана, какую-то мрачную силу, враждебную прогрессу и свободе..."

Согласитесь, обвинения один в один с сегодняшними. С одной лишь существенной разницей: полтора столетия назад на мировой карте не было геополитического нонсенса под названием Украина. Нонсенса, созданного при непосредственном участии все тех же "западных партнеров", которые активно поддерживали назначивших себя "украинцами" западнорусских революционных демократов. А также потерявшую историческую память и забывшую родство часть русинов Австро-Венгрии, вожди которой в 1890 году заявили: "Православно-униатское население Галицкой Руси, называющее себя русским, на самом деле не имеет ничего общего с русским народом".

КРЕСТ НАД СВЯТОЙ СОФИЕЙ И РУССКИЙ ФЛАГ НАД КРЫМОМ

Но напомню то, к чему привели попытки лишить Россию влияния на Черном море в XIX столетии. Тот самый канцлер Горчаков в 1856 году произнес крылатую фразу: "Россия не сердится. Россия сосредотачивается". И сосредоточилась так, что в 1871-м наш военный флот вернулся в крымские гавани, а 7 лет спустя русские войска вступили в местечко Сан-Стефано на окраине Константинополя. Конечно, и тогда западные страны не позволили России вернуть Крест на Святую Софию, сделав все, чтобы Царьград и проливы остались за турками.

Но православные консерваторы прошлого понимали: в том, что в 1878 году Российская империя не смогла добиться реванша, не обошлось без Божественного Промысла. Ведь в те времена Россия уже вступила на путь западнических реформ. А потому ведущий консервативный мыслитель того времени Константин Леонтьев писал:

"Мы не присоединили Царьграда в 1878 году; мы даже не вошли в него. И это прекрасно, что нас туда не допустили враги ли наши, наши ли собственные соображения - все равно. Ибо тогда мы вступили бы в Царьград этот во французском кепи с общеевропейской эгалитарностью в сердце и уме..."

Читая эти строки, начинаешь понимать, почему русский флаг взвился над Крымом и городом-героем Севастополем не в начале 1990-х, а именно в 2014-м. Ведь только сейчас мы начали избавляться от того чужебесия, которое прививалось нам на протяжении нескольких веков и чуть было не возобладало четверть века назад.

Теперь мы знаем: Русская весна только начинается. Поезд следует до станции "Константинополь".

Михаил Тюренков
Источник: Царьград
 

Написать комментарий