Новомученики Российские: мученик Владимир Ушков

Новомученики Российские: мученик Владимир Ушков

21 марта отмечается день поминовения мученика из села Конобеево Владимира Егоровича Ушкова.
Владимир родился в 1885 году в селе Конобеево Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Егора Ушкова. 
Село Конобеево – древнее поселение Подмосковной земли, основанное, предположительно, в ХIII веке, эта местность начинается активно заселяться , когда после крещения Киевской Руси, сюда в Русь Восточную потянулись многие несогласные. Название села происходит от диалектного слово «конобей» означающее «шум, суматоха, крик, сборище буянов», что в совокупности с определенными историческими событиями, явилось причиной появления ряда легенд. Два замечательных храма украшают данную местность: старый храм построенный в 1702 г. по проекту архитектора Н. Еремеева в стиле московского барокко на средства князя В. Ф. Долгорукова, она была закрыта в 1930-х, глава сломана; и новая Троицкая церковь строилась на глазах Владимира Ушкова в 1900-1913 гг. по проекту Ф.В.Рыбинского на народные пожертвования. Село Конобеево гордится своей церковно-приходской школой, основанной в 1900 г. при храме.
 
   После окончания сельской школы Владимир помогал отцу в ведении хозяйства.Как говорилось раньше, «придя в возраст», т.е.,скорее всего, к 21 году, женился. Как говорят старожилы села, многие выбирали венчание в старом храме, из верности семейным традициям, там «где наши деды да бабки венчаны». Брак оказался удачным,Бог дал супругам четверых детей. Предприимчивость Владимира Егоровича позволила обеспечивать большую семью не только продуктами сельского хозяйства, но и средствами, которые он зарабатывал от частного извоза, имея свою повозку и лошадь. 
 
   В возрасте 29 лет от роду Владимир Егорович был призван на Первую мировую войну. «Необычна, прежде всего, длительность боя, ведущегося непрерывно, в то время, как в прежние войны, в том числе и в русско-японскую, бои велись лишь периодами, а остальное время было посвящено маневрированию, укреплению позиций и т.д. Необычайная сила огня, когда, например, после удачного шрапнельного залпа из 250 человек остается не получившими ранения всего 7 человек», — отмечалось в журнале заседания Главного Управления Российского Общества Красного Креста от 14 сентября 1914 года. 
 
   Позиционная война вела к тому, что значительное количество времени солдаты проводили в антисанитарных, тяжелых условиях, холодных и влажных окопах, что способствовало развитию таких заболеваний как артроз, ревматизм, различным инфекционным заболеваниям. Солдаты из Подмосковья попадали на Западный фронт, никуда из родной деревни не выезжавшие крестьяне видели другую жизнь, были шокированы сложностью военной обстановки. Петроградская городская дума распорядилась о выдаче подарков к православным праздникам рядовому составу на фронте, в каждый такой «сюрприз» помещался фунт свечей, фунт шоколада, сотня папирос, почтовая бумага, карандаши, английские булавки и два лимона.
   Ранение солдата было достаточно серьёзным, предстояла ампутация руки и это требовало в те годы беспрецедентных эвакуационно-лечебных мер. С поля боя его нужно было доставить служивого за возможно более короткий срок в лечебное учреждение при помощи эвакуационных команд и волонтёров Красного Креста. С конца 1914 г. существовал билет о ранении для выдачи воинскому чину на руки, как документ, удостоверяющий его право на возбуждение в будущем ходатайства о пенсии или пособии. Билет должен быть выдан в первом лечебном заведении, последующие же лечебные заведения, через которые раненый проходит, должны делать лишь отметки о том, что он у них лечился. Документ оставался у раненого. Для удобства, билет был напечатан маленьким форматом и заключен в особую папку. 
 
   Демобилизованный по ранению боец «империалистической» войны в своём селе был заметной влиятельной личностью, его фронтовые рассказы передавались из уст в уста, с ним считались и советовались в сложных житейских ситуациях. В 1917 революция и новая власть вносили в жизнь свои коррективы. Пришлось вступить в колхоз. Выплата пенсии по инвалидности отменялась. Природная смекалка и находчивость позволили Владимиру Егоровичу открыть собственную мастерскую по выделке пуговиц, и дело шло хорошо.
 
   В двадцатых годах он был избран старостой в Троицкой церкви в родном селе Конобеево. Однако нашлись завистники его «зажиточности», в 1930 году все его имущество было описано и отобрано властями. Вслед за этим ему предложили уплатить налоги, но поскольку налоги ему стало нечем платить, то 2 февраля 1930 года он был арестован и осужден на пять лет заключения в исправительно–трудовом лагере и на пять лет ссылки. Владимир Егорович обжаловал приговор. Это означало, что человек предпринял всевозможные силы и средства, сам явился убедительным защитником своих прав, и вышел победителем! В апреле 1930 года было принято решение о его освобождении. Приведём принятое тогда обоснование: «если он и занимался торговлей, то не систематически, а лишь потому, чтобы иметь средства к существованию, так как обременен многочисленным семейством, сам же Ушков инвалид империалистической войны, работать на постоянной работе не может». 25 апреля 1930 года Владимир Егорович был освобожден из Коломенской тюрьмы, вернулся в село и приступил к исполнению обязанностей церковного старосты, а с 1935 г. он стал служить при храме псаломщиком.
 
   Второй раз герой войны был арестован во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь — 19 января 1938 года. Последовали допросы в районном центре, перевод в Таганскую тюрьму в Москве. Оказалось,что главным лжесвидетелем «преступлений» Ушкова выступил председатель колхоза, который показал, что тот,«хотя и состоит в колхозе, но на работу не ходит, говорит, что работать в колхозе грех, ведет религиозную агитацию, говорит, что в церковные праздники на колхозных полях работать нельзя, это великий грех». Служение ветерана в храме оказывалось весомым доказательством его враждебности советскому строю. В уголовном деле сохранились запротоколированные материалы допроса от 23 января1938г.:
 
   — «С какого времени вы являетесь псаломщиком конобеевской церкви? — спросил следователь.
   — Около года. До этого я был членом церковного совета.
   — Как часто вы посещали священника конобеевской церкви?
 
   Владимир Егорович ответил, что встречался со священником большей частью в церкви, но бывал и дома: когда священник уезжал из села, он оставался у него в доме ночевать. На вопрос, не встречал ли он у него в доме кого из посторонних, псаломщик ответил, что никого не встречал.
   —На протяжении 1937 года вы занимались в селе Конобеево контрреволюционной деятельностью. Вы это признаете?
   — Нет, не признаю. 
 
   Следователь стал цитировать показания лжесвидетелей и спрашивать, признает ли обвиняемый их справедливость, но Владимир Егорович все их отверг, сказав, что они ложны. Девять месяцев провёл он в казематах Таганки. 9 июля 1938 года следствие было закончено, и 19 сентября Особое Совещание при НКВД приговорило Владимира Егоровича к пяти годам заключения в ИТЛ. Онеглаг- сводное название мест заключения, исправительных лагерей в Архангельской области, куда и был этапирован Владимир Ушков в свои 43 года.Там содержалось 19058 человек. На день заключённому полагался следующий (весьма скудный) набор продуктов: 670 г муки ржаной или пшеничной, 56 г крупы, 280 г овощей,14,3 г мяса, 78 г рыбы, 8 г сахара,8 г жиров. «Неокруглённость» цифр объяснялась точным расчётом, для сохранения выгод от использования труда заключённых (в основном на лесозаготовке). Владимир Егорович был инвалидом. Содержание нетрудоспособного заключённого обходилось в 1940г. в 144 рубля в месяц, это означает, что он получал урезанный паёк. В 1939 г. по личному указанию И.В.Сталина была запрещена распространившаяся в лагерях система «зачётов», когда при перевыполнении плана на 150% 1 день засчитывался за два, что серьёзно сокращало срок отбывания наказания. Однако считается,что это сократило процент смертности в лагерях, люди так не «надрывались» теперь ради освобождения. В 1939 г. он составлял 3,29% от общего числа содержавшихся лагерях заключённых, что было в 2 раза выше, чем на свободе. Владимир Ушков, как «политический» зэка, имел ограничение в возможности писать письма, одно письмо родным он мог отправить раз в три месяца. Обратимся к воспоминаниям, для того,чтобы представить пережитое нашим земляком: «Погрузили в вагоны товарные целый эшелон арестантов. Теснота, все завшивели, еды совсем не дают, куда везут - неизвестно. У окошка дежурят знающие люди, географию по городам узнают - по какой дороге, в какую сторону едем.Оказалось, везут по северной дороге, проехали Вологду, стало быть, в Архангельск. Станция Пандома, потом Плисецкая, потом Туксы... Здесь поезд остановился. Загнали в тупик, стали выгружать. Мы увидели многочисленный вооруженный конвой с собаками. Выгружали по вагонам, строили по два и сразу в лес по тропинке. Впереди конвой, по сторонам - тоже. Растянулась колонна на большую длину. Наконец, довели до места. Оказалась загороженная зона. В зоне баня. Нас раздели, постригли, побрили и заставили мыться. После помытья выход в другие двери. Дали теплое белье, гимнастерки, ватные брюки, фуфайки, варежки, валенки, поместили в палатки по тридцать человек. Каждому - отдельную койку.Холодно, январь месяц, морозы до тридцати. Стали нас спрашивать, у кого какая специальность. Я записался плотником.Начали строить для себя бараки. Каждый день - проверки и обыски, наконец, нам объявили, кто мы такие. Узнали, что осуждены мы "тройкой" НКВД на десять лет по статье КРЭ - контрреволюционный элемент, или попросту - враг народа.... Десять лет работал я за «пайку». «Пайка» маленькая, а работа на лесоповале тяжелая. Не многие пережили это. Лагерь наш назывался Онеглаг». 
 
   После четырёх лет жестокой лагерной жизни псаломщик Владимир Ушков скончался в заключении 21 марта 1942 года и был погребен в безвестной могиле в северной архангельской земле.

По материалам православных сайтов.

Написать комментарий