Святитель Тихон Задонский о взаимных христианских обязанностях
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22).
«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18).
Святой Златоуст об этом
Жена, которая без изволения мужа воздерживает себя (от ложа), не только никакой мзды за воздержание не будет иметь, но и жестокое наказание получит, если он в прелюбодеяние впадет; потому что она, законного схождения лишив его, в этот ров любодеяния ввергла (Слово о девстве).
Мужей к женам
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).
«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19).
Рассуждение
Из вышеописанного учения святого Златоуста рассуждать должно, что и мужья, оставляющие жен своих без их изволения, также грешат и такой же казни подлежат, если жены их начнут прелюбодействовать.
Детей к родителям
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20).
Святой Златоуст об этом
Сын, родителей не почитающий, – общий для всех, – Божий, естества, законов и общей жизни всех нас – враг и неприятель (Беседа 4 на Книгу Бытия).
Детям родителей в том только должно слушать, что благочестию не противно; а когда требуют того, что противно благочестию, не должно им повиноваться (Беседа 35 на евангелиста Матфея).
Родителей к детям
«Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).
Святой Златоуст об этом
Если бы родители детей своих прилежно воспитывали, не нужны были бы законы, суды и казни (Беседа о вдовах).
Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благочестии не воспитывают (Беседа 5 против хулителей монашеского жития).
Родители, которые детей по-христиански пренебрегают воспитывать, – беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело в геенну огненную ввергают; смерти телесной по естественному закону никак невозможно избежать, а вечную возможно было бы, если бы нерадение родителей не было в ней виновно. К тому же смерть телесную воскресение, когда для всех наступит, сразу упразднить может; душевную же погибель ничто не может возвратить (Беседа 5 против хулителей монашеского жития).
Самый большой грех – это небрежение о детях, он самого верха злобы достигает (Книга против гонителей монашеского жития).
Святитель Тихон Задонский
Плоть и дух