Самоидентичность как спасение

Самоидентичность как спасение

2 мая Болгарская Православная Церковь отметила 1110-летие кончины Князя болгарского Бориса-Михаила. По свидетельству блаженного Феофилакта Болгарского (Охридского). Господь прославил Святого Бориса творящими чудеса нетленными мощами, которые, к сожалению, не сохранились. Однако его дело - цивилизационный выбор Болгарии - просуществовало в тысячелетиях. Считаю, что не было другой возможности уцелеть нам как народ среди бурных геополитических вихрей. Да, евроатлантизм – не это цивилизационный выбор славянских православных народов.
А его объявление таковым является конъюктурным ошибочным решением с политической и исторической точки зрения..

Цивилизационный выбор Болгарии сделал именно равноапостольный Князь Борис Первый более 1150 лет назад принятием христианства. Этот выбор был бы лишен содержания, ежели к нему не добавить также болгарский язык, кириллицу и православие – три компонента, сотворивших сущность болгарина. А не членство его страны в НАТО или Варшавском договоре, Европейском Союзе или СЭВ.
За последние годы к этим выводам пришли многие исследователи и аналитики в своих докладах на международных научных конференциях на тему „Славянская духовность и национальная идентичность". Четвертая из них, посвященная цивилизационному выбору и организованная Славянским обществом в Болгарии и Национальным движением „Русофилы", проходила две недели назад в Софии. Среди общего многоголосья прелюбопытных докладов и научных сообщений прозвучала также позиция о специфике славяно-православной цивилизации. Цивилизации, которая успешно сочетает духовность Востока и прагматизм Запада и на площадке которой эти два компонента взаимно обогащаются и развиваются.
И полностью отсутствует нечто привитое, привнесенное механически, вопреки предпринятым на протяжении веков попыток такой цивилизационной ассимиляции. Хрестоматийным примером в этом отношении являются крестовые походы на Новгород и заслуги Святого Александра Невского перед Православием. В XIII веке как Ливонскому, так и Тевтонскому ордену, не удалось сокрушить дух славяно-православной цивилизации. Вмешательства извне были, в известной степени они стали успешными в местах с преобладающим неславянским населением, например, в Прибалтике. На землях руссов, белорусов, малороссов и великороссов все они потерпели полный провал!
В цивилизационном отношении славяне никому не позволили изменить их духовный код. Запад и Восток влияли на них, однако присвоить их они не сумели. То, что им предлагают, славяне принимают, впитывают и преобразуют в гомогенную, чисто собственную гармоничную целостную систему.
В X веке в Византии такую славяно-православную гомогенность нарекли именем „симфония". Великий русский славист и болгарист, академик Дмитрий Лихачев, назвал ее симбиозом прагматизма Запада и духовности Востока. Отечественный ученый Орлин Загоров предлагает присвоить ей странное на первый взгляд наименование „духовный прагматизм".

Средневековое понятие „симфония" пытается объяснить специфическую связь между государством и церковью в Византии. Тогда, в эпоху сильной религиозности, доминации Папы Римского над западными монархами, утверждается принцип сильного государства, который начинает играть ведущую роль и в славянских странах после принятия последними православия.
Сильное государство зиждется на трех краеугольных камнях: Соборность, Катехон и Цезаропапизм.
Соборность – это нечто, отличающееся как от тоталитаризма на Востоке, так и от западной демократии. Василевса избирали. Бояр избирали пожизненно. Однако не каждый имел право голоса. В наши дни этот принцип сохранился в православной церкви.
Катехон как термин, введенный Иоанном Богословом (в последнее время его часто употребляет философ и геополитик Александр Дугин), в переводе с древнегреческого означает „удерживание" и относится, главным образом, к сдерживающей функции государства. Речь идет о том, что в ответственности государства следует включить не только образование, правосудие, охрану общественного порядка и регулирование экономики, но также и защиту духовности и морали. В этом смысле государство является опорой, противостоящей культурной, духовной или материальной деградации личности. Его обязанность „удерживать" общество, когда оно поддается искушениям и соблазнам. Противостоять Антихристу, как посчитал бы религиозный человек, а именно не поощрять однополые браки, прелюбодеяние, алчность и все другие искушения, которым подвергается человек в поиске спасения. В перекладе на обычный гражданский язык, это означает, что государство посредством своих институтов должно заботиться о моральных устоях своих граждан. Не назидать, надзирать и приказывать, а создавать условия, в которых почитаются традиции, мораль, достоинство, честь.

Цезарепапизм означает первенство светской власти. Первенство, которое не подавляет власть церковную, но и не позволяет ей быть автономной в степени, в которой она могла бы подорвать светскую. В истории Запада мы становимся свидетелями противоположного явления – папоцезаризма. Этим явлением можно объяснить возникновение крестовых походов и инквизиции – чужих духу православия на востоке.
Сильное государство - это материальный аспект славянской цивилизации. Второй аспект – духовный. Его олицетворяют такие
традиционные ценности, как семья, родство и родина.
В духовном плане в центре такой философии находятся смирение, себеотрицание, самопожертвование.
Третий аспект заключается в понимании многополярности мира. Это не просто существование более одного центра власти, двух или более империй. Это мир, который уважает, ценит значимость каждого элемента. В нем возможно быть не столь значительным, однако никак просто ничем. Твой интерес учитывают, с ним считаются и большие мира сего. Для западной цивилизации верховенство одного центра – это нечто нормальное. Славяно-православная цивилизация считает однополярный мир источником насилия и это заложено в глубинных психологических пластах. На поверхность всплывают явления с другими наименованиями: среди нас доминирует коллективизм, на Западе – индивидуализм; у нас и в экономике, и в культуре, и в духовной сфере существует кооперативный способ мышления, на Западе ведущую роль играет акционерный принцип.
Направление, в котором ныне продвигается т.н. евроатлантическая цивилизация, ошибочное. Это путь к самоуничтожению, ибо балансы нарушены. Самый важный из них – это баланс между прагматическим и духовным. Ежели все внимание сосредоточено только и единственно на материальном, тогда цивилизация находится под угрозой. Ежели только на духовном, ей тоже никак невозможно устоять.
Речь идет не о каком-либо религиозном морализме, а именно о духовном прагматизме. Прагматизм следует сдерживать определенным духовным настроем, дабы уцелели его носители – человек и общество. Это прагматизм, который самоограничивается исходными точками духовности.
Вот почему нам следует обратить взор на ценности славяно-православной цивилизации, извлечь жизненное из прошлого, сохранить и обогатить его с целью сохранения Цивилизации в общем плане.
Настоящий разговор о цивилизационной сущности болгарского народа как славянского и православного, о нашем цивилизационном выборе, который произошел в глубине отечественной истории, отличается своей исключительной важностью. Это также разговор о спасительной гармонии, ведь не случайно Паисий Хилендарский назвал свое повествование „Историей славяноболгарской". Разговор очень важен – это вопрос о самом выживании болгарского народа.
Ежели попытаться решать собственные тяжелые проблемы в отдельности (демографические, финансовые и т.д.), если не рассматривать их как элементы единого целого с нарушенной гармонией, нам не уцелеть. В этом мире без спасительных объятий своей идентичности нам предстоит только исчезнуть.

http://www.segodnia.ru/content/187758
Николай Малинов


Написать комментарий