Продолжение, начало здесь
Кротостью называется состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть,
злопамятство и осуждение. Кротость – это смиренная преданность Богу,
соединенная с верой, это устроение души, которая и в чести, и в безчестии
пребывает одинаковой, это утверждение терпения и мать любви. Эта добродетель
приучает человека владеть раздражительной силой своей души и укрощать греховную
страсть гнева.
Гнев представляет собой греховное извращение этой
естественной силы души. Она дана была Богом человеку для того, чтобы он мог
обрести через нее мужество и решимость в делах правды и в борьбе с тем злом,
которое сатана предлагает каждому из нас.
Как говорит святой Иоанн Златоуст, «ты гневлив? Будь таким по отношению к своим
грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным
карателем своих собственных грехов – вот польза гнева, для этого Бог и вложил
его в нас»[1]. И преподобный авва Исайя Отшельник указывает: «Невозможно приобрести чистоту, если не
будем гневаться на все всеваемое в нас врагом. Этот естественный гнев грех
заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам»[2].
И добродетель кротости как раз учит человека
преображать, исправлять искаженную грехом силу души, а сделать это можно только
отказом от гнева против людей и обращение его против греха. Гнев лишает
человека власти над собой, кротость возвращает ему эту власть.
«Кротким
называется тот, кто, будучи кем-либо опечален и имея возможность отомстить, не
мстит, не гневается и, слыша оскорбления, не оскорбляет»(святитель Димитрий Ростовский)[3]. «Кроткий,
если и обижен – радуется; если скорбен – благодарит, и гнев укрощает любовью.
Кроткий, принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен; в
подчинении доволен, не уязвляется гордыней, в унижениях радуется, заслугами не
превозносится, не кичится, со всеми живет в мире» (преподобный Ефрем
Сирин)[4].
Тяжело перенести обиду? Очень тяжело. Но можно и
нужно сделать это ради Христа, ради того, чтобы уподобиться Христу. Ведь «Господь наш был укоряем, но Сам не укорял;
тем учит нас кротко и терпеливо обходиться с врагами нашими, укоряющих не
укорять и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с
кротостью отвечать праведное. Если Господь наш, и безгрешный, укоряемый, не
укорял, тем более мы, рабы Его и грешники, должны делать это и Господу нашему
подражать» (святитель Тихон Задонский)[5].
Мир погрязает в злобе, люди друг друга обижают,
друга на друга гневаются, и в гневе совершают порой такие поступки, какие
никогда бы не совершили в спокойном состоянии. А эти поступки, в свою очередь,
вызывают гнев с другой стороны, и так продолжается ненависть и страдания не
только самих враждующих, но и тех, кто оказывается рядом с ними. Всем понятно,
что такая война взаимных обид, подпитываемая гневом, может прекратиться лишь
если кто-то первым уступит, первым простит и попросит прощения, первым стерпит
и не воздаст злом за зло. Все это понимают, но хотят, чтобы этим первым стал
кто-то другой, а не он сам. И вот христианин должен научиться прекращать обиды
и злобу, начиная с себя, не дожидаясь того момента, когда и обидчик будет готов
к этому.
Люди, порабощенные гордостью и гневом, стараются
доказать, что в их ссоре правы они, а виноват их соперник, и что будто бы эта
«правота» оправдывает их вражду и гнев и все то, что они «по справедливости»
причиняют своему сопернику. А их соперник думает точно так же. Такое состояние
слепоты не дает даже умному человеку преодолеть круг ненависти, зла и
страданий, пока он не увидит истинное положение вещей и не осознает, что в
любой ссоре виноват всегда диавол, а прав всегда тот, кто первым протянул руку
для примирения.
Через греховные человеческие страсти людьми
манипулирует их невидимый враг – диавол. Если на нас нападет марионетка, мы же
не станем негодовать на саму деревянную куклу, но на того, кто дергает за
ниточки, вызывая ее движения. С ним мы будем бороться, а не с ней. А если такой
марионеткой оказывается не деревянная кукла, а живой человек, то к нему самому
что еще можно испытывать, как не жалость и сострадание, что он оказался в таком
ужасном положении, да при том и не осознает этого? Если понимать это, то можно
удержаться от греховного гнева против подобного нам человека-обидчика и тем
самым обрезать ниточку гнева, за которую нас самих пытается дергать диавол.
Вот как говорит об этом святитель Тихон Задонский: «Ненавидь вражду, а не человека; истребляй
ненависть его, которая любовью и терпением истребляется. Думай о нем не как о
враге твоем, но помышляй, что он брат твой, создание Божие, человек, по образу
Божию созданный, кровию Сына Божия искупленный, к тому же блаженству вечному
призванный, диаволом подстрекаемый, а не сам собою он гонит тебя; и ты на этого
врага возлагай вину. Не рассуждай о том, что он тебе делает, но рассуждай, что
тебе с ним нужно делать, и что закон Христов велит, и как бы с ним помириться.
Молись Тому, Который велел любить врагов, чтобы дал тебе духа любви и кротости
побеждать природную злобу»[6].
Нелегко этого достичь и не сразу кротость
приобретается, но когда она есть в человеке, то даже неверующие проникаются к
нему уважением и любовью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «хотя бы ты творил чудеса, хотя бы воскрешал
мертвых, хотя бы делал что-нибудь другое подобное… никогда не будут удивляться
тебе в такой мере, как видя тебя кротким, добрым, обходительным»[7].
«Нет
ничего могущественнее кротости. Как вода погашает сильно горящее пламя, так и
слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи»(святитель Иоанн Златоуст)[8]. «Как огонь
огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но еще больше разжигается.
А кротостью часто и самые свирепые враги преклоняются, умягчаются и
примиряются» (святитель Тихон Задонский)[9].
Когда к святому Иоанну Персу пришли злодеи, он
принес умывальницу и умолял их о позволении умыть им ноги. Злодеи устыдились,
начали просить у святого отца прощения и раскаиваться в своих намерениях. К
другому монаху-отшельнику пришли разбойники и сказали: «Мы пришли взять все, что есть в твоей келье». Он же сказал: «Что вам угодно, чада, то и берите».
Итак, они взяли все, что нашли в келье, и ушли. Но они забыли кошелек, который
был там спрятан. Взяв его, старец погнался за ними, крича: «Чада! Возьмите, что вы забыли». Удивившись терпению старца,
разбойники возвратили все и раскаялись, сказав друг другу: «Воистину, это человек Божий».
Подобных историй много, и любой, кто старался
подражать Христу в кротости, способен вспомнить нечто подобное из своей жизни.
Однако не всегда кротость праведника приводит к успокоению и вразумлению
злодея. В таком случае тот, кто терпит, еще более уподобляется Христу, Который
был поистине кроток, но злодеи распяли Его.
Кротость приобретается и закаляется не тогда, когда
нет никаких поводов к неправедному гневу, но когда этих поводов, напротив,
много, а человек, однако же, сохраняет терпение и невозмутимость.
Один монах был очень раздражителен и, живя в
монастыре, часто гневался на других монахов. Он считал, что это в них причина
его гнева, и решил удалиться, чтобы жить отшельником, полагая, что тогда
достигнет спокойствия и освобождения от страсти гнева. И вот, построив себе
отшельническую келью, этот монах в первый же день пошел за водой, принес ее в
кувшине, но, когда уже поставил кувшин, он перевернулся, и вся вода вытекла.
Монах взял кувшин и снова пошел за водой, снова принес ее и снова поставил
кувшин. Он снова перевернулся и выпустил воду. Тут монах вспылил, схватил
кувшин и разбил его в гневе. Придя в себя, он раскаялся в своем высокоумии и
вернулся в монастырь, чтобы, живя с другими братиями, приучить себя укрощать
гнев и вырвать из своего сердца эту греховную заразу.
Как и этот монах, многие раздражительные люди
оправдываются тем, что будто бы другие люди или какие-то обстоятельства жизни
виноваты в их припадках гнева, но это ложное оправдание. Причина в них, а не в
окружающих.
Страсть гнева основывается на чрезмерном доверии
собственному мнению и желании исправлять других. Отсюда проистекает
надменность, безконечные споры, навязчивость с непрошенными советами. Тому, кто
желает укротить гнев, следует решительно исторгать из себя всякое желание
судить других, решать, что для них нужно, и исправлять их, а вместо этого
заниматься исправлением себя. Нужно доверять Богу, Который лучше нас знает, как
исправить наших близких, и нужно уважать свободу других, которые не глупее нас
и вправе сами распоряжаться своей жизнью.
Еще страсть гнева проистекает из гордости. Гордый человек
требует к себе особого отношения, поэтому все встречающиеся в жизни невзгоды,
даже мелкие неприятности, он воспринимает как несправедливость и вспыхивает
«справедливым» гневом на них. Он считает, что все должно быть именно так, как
он решил, и потому, если хотя бы какая-то мелочь нарушает его план, сразу же
впадает в ярость. Тут пример того, как одна греховная страсть вырастает из
другой. Если же человек свободен от гордости и трезво смотрит на себя,
осознавая свою греховность, немощность и недостойность, ему и в голову не
придет гневаться на какие-то неудобства, напротив, он будет за все благодарить,
и сами жизненные неудобства ему покажутся удобствами по сравнению с тем, чего
он должен был бы получить по своим грехам. Поэтому для борьбы с гневом особенно
полезно покаянно вспоминать о своих грехах и признавать, что все невзгоды и
обиды, встречающиеся нам в жизни, посылаются нам по заслугам за те обиды,
которые мы в прошлом причинили другим.
Однако следует человеку, стремящемуся стяжать
кротость, быть внимательным к своей душе, поскольку некоторые считают, что
действуют кротко, если не отвечают обидчикам из малодушия или трусости. Но
трусость – это не кротость. Кротость – добродетель, а трусость – порок; не
следует заблуждаться и, предаваясь пороку, приписывать себе добродетель.
Отличить одно от другого очень просто: если кто-то терпит и не воздает злом за
зло, когда обидчик сильнее его, но гневается, получив какое-то неудовольствие
от того, кто слабее его (например, от своих детей), тот не имеет кротости и
просто трус. Поистине же кроткий хранит себя от гнева независимо от того,
обижает ли его более сильный или менее сильный; он кроток со всеми: с великими
и с малыми, с близкими и с дальними.
__________________________________________________
[1] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 11.
СПб., 1905. С. 20.
[2] Цит. по: Отечник. С. 173.
[3] Димитрий Ростовский, святитель. Творения. СПб.,
б.г. С. 865.
[4] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. М., 1881. Т.
1. С. 16–17.
[5] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по
творениям святителя Тихона Задонского. С. 904.
[6] Там же. С. 1223.
[7] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12.
СПб., 1906. С. 484.
[8] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. С.
634.
[9] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по
творениям святителя Тихона Задонского. С. 904.
Продолжение следует