НЕ СЛЕДУЕТ ЖЕЛАТЬ ЯВЛЕНИЙ ИЗ ЗАГРОБНОГО МИРА

НЕ СЛЕДУЕТ ЖЕЛАТЬ ЯВЛЕНИЙ ИЗ ЗАГРОБНОГО МИРА

О бесовских видениях
Хотя редко, но встречаются люди, которые, послужив Богу какими-либо особенными подвигами, начинают воображать, что они стоят на такой степени духовного совершенства, что могут созерцать явления из загробного мира, беседовать с небожителями и т. п. Такое самомнение весьма опасно для них. Диавол обыкновенно не дремлет около таких людей и, узнав их слабую сторону, сейчас же начинает смущать их разными мечтаниями и видениями, являться им в образе ангела света или святых, а они, по своей простоте и неопытности, и со своей стороны начинают принимать эти видения за истинные, увлекаться ими, заражаться гордостью, выходить из послушания пастырям и учителям духовным и кончают тем, что погибают. Св. отцы предостерегают нас от желания созерцать тайны загробного мира и не советуют искать бесед с небожителями, а велят спасаться в простоте сердца.


Одному монаху, преобразившись в ангела света, явился диавол и сказал:
– Я – Гавриил и послан от Бога к тебе.
Монах отвечал:
– Ты, верно, ошибся и послан к другому, а я грешник и недостоин видеть ангела Божия.
Диавол был посрамлен этими словами и исчез. Поэтому отцы учат: если бы и воистину кому явился ангел, не принимай его, а со смирением скажи: «Я грешник и недостоин видеть ангела Божия».


Так один из старцев рассказывал о себе: «Раз, когда я сидел в келлии и занимался богомыслием, увидел бесов вокруг себя и не обратил на них внимания. Диавол, видя, что посрамлен, один явился мне и сказал:
– Я – Христос.
Я тотчас же закрыл очи свои и отвечал:
– Я недостоин видеть Христа, да при этом помню и слово Его, что мнози будут лжехристи и многих прельстят.
Услышав это, диавол стал невидим, а я прославил Бога».


Отцы же сказали: «Никто не желай видеть чувственного Христа или ангела, чтобы до конца не погубить своего ума и не сделаться безумным; вместо пастыря ты тогда волка примешь и поклонишься врагам своим – бесам. Тщеславие есть начало погибели, и зараженный им всегда старается в образах и подобиях представлять себе Божество, которое ни для какого ума непостижимо. Ты же, когда бесы в образе ангельском предстанут пред тобою и станут выдавать себя за ангелов светлых, смущать и устрашать тебя, усерднее молись, заклинай их именем Божиим, и они оставят тебя и смущать перестанут».


Итак, братие, не желайте и не допытывайтесь видеть и созерцать то, на что Господом до времени положена непроницаемая завеса. Таковое желание, как видите, не только опасно, но может быть и гибельно. И подлинно: сколько тщеславных, воображавших себя тайнозрителями небожителей, в раскол ушло; сколько они выдумали своих нелепых ересей, увлекши за собой в погибель тысячи простецов; сколько их сделалось безумными! Да оно и не удивительно. Желание бесед с небожителями есть дело гордости. А гордость – грех самый противный Богу и самый приятный для нашего врага. Поэтому к таким людям он, конечно, и ближайший доступ имеет, и скорее других подчиняет их своей темной власти. Скажете: святые беседовали с Богом и ангелами? Что же? Подлинно беседовали, но зато ведь и подвиги их были в сравнении с нашими как небо от земли, а потому и указывать на них, как на пример возможности и для нас беседовать с небожителями, есть опять-таки дело гордости. Поэтому смирим свой разум и, подвизаясь в благочестии, непрестанно будем держать в уме и сердце неложное слово нашего Спасителя: Аминь глаголю вам: иже аще не приимет Царствие Божие яко отроча, не имать внити в не (Мк. 10, 15). Аминь.


«Пролог в поучениях» прот. Виктор Гурьев

Написать комментарий