Святые отцы о душе человеческой

Святые отцы о душе человеческой

    Святые отцы и Учители Церкви восторженно говорят о человеческой душе, в прекрасных выражениях описывают величие и необыкновенную ее красоту.

    Святитель Григорий Богослов:

   Душа – существо умносозерцаемое, вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божества, (конечно, не в собственном значении этого слова), струя невидимого Божества и бесконечного света, Божественный и неугасимый свет, заключенный в теле, как в пещере. Душа – природа оживляющая и движущая; с душой сродственны разум и ум.

    Преподобный Макарий Великий:

   Душа – это умное, исполненное всякой красоты и поистине чудное творение Божие. Душа есть весьма утонченное тело. Тварь особого рода.

   (Он называет ее телом исключительно для того, чтобы показать ее отличие от Бога, в сравнении с Которым она является как бы более грубого естества).

   Душа – дело великое и чудное. При создании ее Бог создал ее такою, что в естество ее не было вложено порока.
   Это творение умное, величественное, дивное – образ и подобие Божие, имеющее беспримерное близкое родство с Богом, без малейшего, впрочем, общения между их существами (Бог имеет общение с душами достойными, но только не существенно, а благодатно), – наделенное всеми совершенствами, свойственными духу, и, по чрезвычайной тонкости своей, удободвижное, быстролетное, неуловимое.

    Святитель Иоанн Златоуст:

   Душа – есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, – отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам.

   Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею. Но ее можно видеть только душевными, просветленными очами.

    Преподобный Ефрем Сирин:

   Душа наша есть прекраснейшее и преимущественно пред всеми творениями, любимейшее Богом творение, запечатленное тайною благодати и премудрости Его.

    Преподобный Иоанн Лествичник:

   Целый мир неравноценен душе; мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною.

    Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский:

  Душа – превосходное дело Божие, созданное по образу Сотворившего. Она бессмертна, Она существо живое, разумное и нетленное. Душа свободна и имеет власть делать что хочет.

    Святитель Филарет, митрополит Московский:

   Душа – невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное.

   Но образ Божий в человеческой душе проявляется не столько в этих двух ее качествах (духовности и бессмертии), но в ее силах и способностях. А именно: «уме, даре слова, свободе, памяти и разуме.» Слово – орган ума, и в нем должен  отражаться образ Божий.

   «Начало Слова на небесах, превыше небес, в вечности, в Боге» (Ин.1:1). И достоинство слова Божественно – «Бог бе Слово». Сын Божий для выражения своих Божественных свойств не нашел в языке человеческом лучшего наименования, как наименование Слово: «Нарицается имя Его Слово Божие» (Откр.19:13).

   Слово имеет вседетельную (всесоделывающую) силу: «Вся Тем быша» (Ин.1:3).

   ... И в слове человека должен быть некий образ Слова Божия и сила Его. И действительно, слово поставило человека на лестнице творения выше всего земного, – оно соединило людей в общества, создало города и царства; в слове живет и движется знание, мудрость, закон; словом образуется и распространяется добродетель; слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним. Свобода – есть способность разумно избирать полезное и нужное дело; это деятельная способность человека не порабощаться греху и избирать лучшее при свете истины Божией. (В этом видится образ Божий в душе человека).
 
    Преподобный Иоанн Дамаскин:

   Душа – сущность свободная, одаренная способностью желать и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Ибо, что глаз в теле, то ум в душе.

   Душа соединена со всем телом и объемлет его, как огонь железо.

   Душа – сущность живая, простая, бестелесная, телесными очами по своей природе невидимая, бессмертная, словесно-разумная, безвидная, действующая посредством органического тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения.

   Душа – есть дух умный, всегда движущийся, к доброй или злой воле удобный.

    Блаженный Августин:

   Душа – естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ имущее Создателя своего.
   Он же говорит, что образ Божий в человеке являет именно душа (Человек создан по образу владычества, господства и самовластия).

    Священномученик Ириней Лионский:

   Душа создана Богом и имеет вид, свойственный своей природе, отличается от существа Ангельского. Вид свой она получила от теснейшего своего общения с телом.

   Вид души – это отображение внутреннего человека, и потому он различен у разных людей.

    Святитель Андрей, архиепископ Критский – определяет душу как ум, зрящий Бога.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

   Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее; чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, – то надобно, чтобы в нем отражалась через чувства, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи вовсе не было.

   Душа наша проста, как мысль, и быстра, как молния.

   Душа благочестивого человека – это преблагая духовная сокровищница.

   Душа наша потому называется душою, что она дышит Духом Божиим, то есть она так называется от Духа Животворящего.

    Святитель Феофан Затворник:

   Душа есть действительная, живая сила, хотя и умная, чисто духовная.

   Своею, так сказать, физическою стороною она устрояет тело, оживляет его, движет и действует через него, а другою стороною, высшею, в то же время сознает себя, свободно действует, созерцает пренебесное, размышляет о земном и стремится к Божественному и вечному.

Написать комментарий