Душе Святый, Утешителю, пролей любовь Твою в сердца наши!

Душе Святый, Утешителю, пролей любовь Твою в сердца наши!

Прав. Иоанн Кронштадтский. Беседа о причащении Святых Таин. Пред вами, христоименитое стадо, в этой чаше божественное Тело и божественная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, — и вы приготовились говением и исповедию к принятию сих святых, безсмертных и животворящих Таин. — Чтобы достойно принять оные, требуется от каждого из вас: 1) детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое тело и самую пречистую кровь Спасителя, — что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть и кровь с Ним, один дух, как сказано: уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Ефес. 5, 30); ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребываетъ, и Аз в нем (Иоан. 6, 56); и — прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17); ибо въ этой частице тела и крови Христа Бога, которую вы принимаете, обретается весь Иисусъ Христос, какъ душа въ теле. Требуется отъ вас во 2-х, совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Онъ, какъ божественным огнем, попалит и очистит кровию Своею все грехи ваши; поэтому всякий из вас, сознавая свое недостоинство принять божественныt Тайны, предай себя совершенно милосердию Господа, чтобы Он Сам Своею благодатию сделал вас достойными принятия Своих святых Таин; каждый будь благонадежен; никто не колеблись, не малодушествуй, не унывай, представляя свое окаянство, непотребство; от чаши подается всем милость Владыки и великое прощение и очищение грехов. Только веруйте и уповайте. Требуется в 3-х, великая, горячая, ангельская любовъ причастников к Спасителю; на любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовию: ибо, скажите, какая любовь Божия к нам грешным открылась в том, что Сам Бог, воплотившись для нас, пострадав, умерши и воскресши, дал намъ в пищу и питие Свое божественное Тело и Кровь, а чрез то соединился с нами самым тесным союзом, срастворился или смесился с нами, сделавши нас общниками Своего божественнго естества! Какая мать, какой отецъ любили такъ когда-либо своих детей, как возлюбил нас Господь? — И для чего Господь соединяется с нами в святых Тайнах? — Для того, чтобы очистить нас от скверны грехов, от скверны, которой нет отвратительнее и убийственнее, — чтобы сообщить нам святость Свою, жизнь Свою божественную, мир, отраду, радость, легкость, сладость, свободу, которых нет ничего дороже, желаннее на свете; — чтобы нас очищенных от грехов, измененных, обновленных взять к Себе на небеса, на вечную жизнь, на вечное блаженство: ибо с грехами, со страстями никто не можетъ быть в раю: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, говорит Господь, и Аз воскрешу его в последний день (Иоан. 6, 54). 

Итак, имеющие причаститься божественных Таин, воспламените сердца ваши любовию к Спасителю. Душе Святый, Утешителю, Сокровище благих, пролей любовь Твою в сердца наши! 

Требуется отъ вас — 4) изменение сердечное. Доселе многие из вас любили грех, все же — волею и неволею — предавались греху; теперь постарайтесь всемерно возненавидеть его: ибо грех — порождение диавола, противление Богу; постарайтесь все измениться в самой глубине души. Вы имеете вкусить тело и кровь божественного Агнца, кроткого и незлобивого Господа Иисуса Христа: будьте же и сами агнцами кроткими, незлобивыми, терпеливыми, покорными воле Божией, Церкви, воле родителей, начальников, старших. Вы примете тело и кровь Спасителя, а Он — весь любовь, и Ему противна вражда и злоба: постараемся же и мы жить во взаимной любви; обиды прощайте, злом за зло не воздавайте, или досаждением за досаждение. Приступаете к Господу, Царю небесному, к небеси всех нас ведущему; — постарайтесь помышлять о горнем; старайтесь приобрести небесные нравы; оставьте пристрастие к земным вещам, которые тленны и порабощаютъ и тлятъ души; возлюбите горнее отечество, горний град Иерусалим, где Божия Матерь и все святые, и куда все мы должны стремиться; все оставьте нечистоты и страсти греховные; всякий покажи изменение к лучшему, всякий покажи исправление; всякий принеси какой-либо благий плод добрых дел Владыке; всякий сотвори плоды достойные покаяния. Господи! Сам Ты нас измени, Сам обнови! 

Наконец, для сохранения нами этого небеснаго дара — пречистых тела и крови Христовых — требуется от нас — 5) внимание к себе, к своим помыслам, к своему сердцу, ко всем его чувствам и склонностям, обуздание греховных  его пожеланий и стремлений, также воздержание в пище и питии; воздержание от празднословия, сквернословия, божбы и всякой лжи; словом: — всякий береги себя от всего, что противно Христу, Спасу душ наших; помните, что чрез причащение Господь обожает вас, делая вас божественными; божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине. Вы чада Божии и Христовы: какое же житие подобает чадам Божиим?

Всех вас да сподобит Господь достойно и благоплодно принять божественные Тайны. Кто ест и пьет божественное Тело и божественную Кровь недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29), говорит св. апостол Павел. Итак, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем. Аминь.


Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 69-72. 

Написать комментарий