БОГА БОЙТЕСЯ

БОГА БОЙТЕСЯ

Свщмч. Иоанн Восторгов о заповедях народу

 

Бога бойтеся
(1Петр.2:17).

 

Всякому из нас свойственно желать и искать мирной, довольной и счастливой жизни. Так уж Бог создал человека; Он вложил в его ум и сердце желание счастья жизни, где бы эта жизнь ни протекала: в семье, в обществе, или в государстве. И Бог Милосердный не осуждает этих стремлений человека. Он Сам желает счастья людям, Он дает им все нужное для этого здесь, на земле, и там, на небе, после смерти каждого из нас.

 

Но если Бог создал человека, то ясно, что, получив жизнь по Его воле, а не сам собою, человек и жить должен по воле Бога, а не сам собою. Без воли Бога, без исполнения закона Его, человек — то же самое, что рыба без воды, или дерево без тепла и света; он погибнет неминуемо и счастливым быть не может.

 

Вот почему Господь в Своем святом слове, которое Он открыл человеку в Писании, говорит нам: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8). И мы сами замечаем, каким душевным миром и спокойствием обладают люди верующие и благочестивые. А кто знает, как люди жили много лет назад, тот может сказать нам, что на земле никогда не было ни народов, ни царств, которые достигали бы прочного, цветущего состояния без веры в Бога.

 

Ведь без веры в Бога люди становятся хуже зверей, перестают любить друг друга, не исполняют никаких законов, возстают против властей, перестают трудиться, расхищают чужое имущество, убивают своих ближних; сильные и злые сначала обижают слабых, а потом начинают истреблять и друг друга. Разве при таких порядках можно жить? Разве при такой жизни может быть счастье?

 

Посмотрите на все живущее в міре. Одно из важнейших преимуществ человека над всеми другими живыми земными существами заключается в том, что только одни люди умеют веровать в Бога, молиться Ему, служить Ему; только одни люди постоянно стремятся к Богу и хотят знать и исполнять Его закон. Посмотрите: много на свете народов, но все народы имеют хоть какую-либо веру в Бога; если они не знают веры истинной, они сами себе выдумывают другую, не истинную, но обойтись совсем без веры не могут.

 

И все самое лучшее люди отдают вере; самые лучшие здания — это храмы, а у других народов — мечети, синагоги, капища. Самые дорогие украшения, самые драгоценные металлы, ткани, самые высокие искусства: строительное, художественное, музыку, пение, — все это люди посвящают и жертвуют Богу на храмы для богослужения. Это значит, что вера в Бога и почитание Его глубоко заложены в самой душе человека; это значит что без веры в Бога человек только называется человеком, а на самом деле он приравнял себя к зверям, которые не умеют веровать и молиться. Оттого-то и жизнь у неверующих людей становится скотскою, а не истинно-человеческою.

 

Господь отвращает лицо Свое от таких людей, народов и царств, и они сами собою погибают. Ибо народ, не думающий о небе, недостоин жить на земле.

 

Но вот, ныне явились новые учители, которые смущают верующий народ наш словами и подметными листками. Они обещают людям счастье без Бога; людей неопытных, чаще всего молодых, не твердых в мыслях и убеждениях, они хотят направить против Бога, против Церкви и ея служителей, против всякой законной власти…Подальше от таких учителей! У них, по слову Писания, Бог – чрево (Флп.3:19).

 

В других местах нашего отечества мы видим иное: там учат православных и убеждают их оставить веру отцов. И вот, случились события в народе нашем, издревле православном, — события, о которых лучше бы ухо наше не слышало. На западе России нашлись люди, которые приняли чуждое русскому человеку католичество. В других местах произошли отпадения в раскол и сектантство.

 

Святое Православие стало у колыбели нашего царства почти тысячу лет назад и с тех пор оно было и будет Ангелом-Хранителем России; святое Православие объединило русский народ и приобщило к нему по единству веры и другие, не русские племена; святое Православие служило связью между разрозненными частями нашего народа, когда он, по несчастным обстоятельствам, разделялся и терял государственное единство под напором врагов наших; святое Православие научило русский народ любить свою родину и своих царей, ввело в наш народ великие добродетели духа, сделало его народом христианским и богоносцем, сделало нашу Русь «Святою Русью»; святое Православие обогатило наш язык, сообщило нам первые зачатки образования, сохранило их в церквах и монастырях и, в виду нового европейского образования, не отвергая его, поставило пред нашим народом великую заповедь: вся искушающе, добрая держите, т.е. все испытывайте, но держитесь доброго (1Сол.5:21).

 

Немудрено, что враги русского народа, желая ему погибели, хотели бы лишить его святого Православия. Но русские люди, по свободе совести своей, по искреннему убеждению, по сердечной любви и по завету предков, останутся, несомненно, верными святой Православной Церкви.

 

Скажем в заключение: никакое истинное учение не может идти против Бога и святых Его, против Церкви и ея служителей. Только гибель и несчастие принесут нам новые учители, если они являются противниками Бога и Христа.

 

Бога бойтеся, — учит нас слово Божие. Принимайте же только учение, которое не противно Богу, и словом Божиим проверяйте слово человеческое: всякое учение, которое противно слову Божию и учению Церкви, должно отвергать со всею силою. Молитвою, взаимною любовью, союзом с пастырями Церкви ограждайтесь от злых учений и злых учителей. И когда они увидят, что их не слушает никто, замолкнут их безумные речи сами собою. «Безумными» называем их речи, ибо нет в них веры в Бога: начало же премудрости есть страх Божий.

 

Будем же хранить эту премудрость веры и страха Божия так, как хранили ее наши деды и прадеды и как заповедали нам! Да исчезнут, как тьма пред светом, все враги Божии, забывшие великую и святую заповедь — Бога бойтеся!

 

«Пастырский голос во дни революции»
(в сокращении)

Написать комментарий