Бог  повелевает  прежде всего заботиться о душе

Бог повелевает прежде всего заботиться о душе

Слово архимандрита Пантелиймона в неделю третью по Пятидесятнице.

    

Говорю вам : не заботьтесь для души вашей, что вам  есть и что пить,
 ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи,
 и тело одежды? (Матѳ. 6, 25).



В  нынешнем  Евангелии Господь наш  Иисус  Христос  предлагает  всем  нам  весьма полезныя и необходимыя наставления и отеческое утешение, внушая нам , что небесный Промысл  непрестанно и особенно печется о всех  нас . Господь говорит  в  начале Евангелия о простоте существа души нашей, созданной по образу и подобию Божию: аще око твое будет  просто, - говорит  Господь, - все тело твое светло будет , и о невозможности работать вместе Богу и маммоне, добру и злу. Ибо как  Бог  есть простое, нераздельное, в  Трех  Лицах  Существо: Отец , Сын  и Святый Дух , так  и душа человеческая есть тоже простое существо, хотя в  трех  силах : ум , слово и дух , или: разум , сердце и воля; — ибо эти три силы есть одна душа; и эти три силы должны быть в  человеках  нераздельны, т. е. например : мы должны любить Бога всем  умом  или помышлением , всем  сердцем , всею силою воли, всею крепостию своею, а не одним  умом  или помышлением . Ум  или сердце наше то же, что глаз  для тела, говорит  далее Господь; если глаз  чист , ясен , то всему телу светло, — мы ходим  непреткновенно; если сердце у человека просто, чисто, то и все помышления, желания, слова, поступки его бывают  также просты, чисты, благонамеренны, святы, запечатлены духом  любви, кротости, правды и истины.

Если глаз  худ , нечист , темен , то бывает  и всему телу темно. Если сердце у человека нечисто, лукаво, зло, то и все помышления его, желания, слова и вся жизнь его, все поступки бывают  лукавы, нечисты, часто злонамеренны. Потому что уже если ум  твой, сердце твое, совесть твоя — эти светочи твои, которые Господь дал  тебе, чтобы они были светом  для тебя, при свете Евангелия, — если уже они сделаются у тебя тьмою, то какова же будет  тьма, — каковы будут  твои помыслы, желания, предприятия, все дела твои? Это будет  страшная тьма, предвестница адской тьмы, тьмы кромешней. И действительно, люди с  испорченным  умом  и сердцем , с  сожженною совестию, с  развращенной волей, готовы на все худое.

Итак , христианин , береги светильник  твой — душу и сердце, да горит  всегда ярко светильник  твой; смотри постоянно, чтобы он  не омрачился лукавством  или завистью, самолюбием  и плотоугодием , гневом  и яростию, гордостию и тщеславием , леностию и нерадением  или унынием  и малодушием , об ядением  и пьянством  и прочими делами тьмы. Тьма, адская тьма постоянно усиливается затмить светильники наших  душ ; нужно непрестанное внимание к  себе, бодрствование над  собою; нужна любовь к  правде Божией, к  заповедям  Божиим , в  исполнении которых  состоит  вечный живот  наш , спокойствие наше, честь и слава наша, даже здесь — на земле, и исполнение коих  являет  любовь нашу к  Богу. Никто не может , говорит  далее Господь, служить двум  господам , т. е. Богу и диаволу, — плоти своей грешной, многострастной, миру прелюбодейному и грешному. Если будешь любить свою грешную плоть и исполнять ея прихоти и страсти, то возненавидишь Бога, требующаго от  нас  правды и святыни, жизни по духу, умерщвления плоти со страстями и похотями. Худой господин  — наша плоть, ибо не живет  в  ней доброе, говорит  апостол , а злое прилежит ; надо ее возненавидеть и похоти ея ради угождения Богу, ищущему нашей святыни и дарующему нам  воскресение и живот  вечный: неради о угождении плоти своей в  похоти, христианин , — да угодишь Господу, ибо сущии во плоти, Богу угодити не могут , говорит  апостол .

Посему говорю вам , говорит  Господь, не заботьтесь для души вашей, что вам  есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Господь запрещает  нам  чрезмерную заботу о пище, питье, одежде, пристрастие к  ним , но не запрещает  обыкновенное, благоразумное попечение о заготовлении пищи и одежды; не запрещает  благоразумную заботу о благоприличии в  одежде и домашнем  убранстве. Но мы, по грехам  нашим , по пристрастию к  земной жизни и к  телу своему, извратили и извращаем  порядок  жизни, установленный Богом : Бог  повелевает  прежде всего заботиться о душе, о том , чтобы исполнять заповеди Божии, творить правду Божию, стяжать кротость, незлобие, взаимную любовь, святыню, иметь всегдашнее покаяние и, вообще, стремиться к  будущей жизни; а мы, напротив , прежде всего заботимся о теле, о пище и питье, различных  изысканных  и нарядных  одеяниях , нерадя о душе, и даже когда в  храм  Божий приходим , — и тут  во время Богослужения не оставляем  своих  суетных  попечений о пище и одежде; и тут  житейская суета вторгается в  сердца наши, охлаждает  их , не допускает  искренно и усердно помолиться Богу, покаяться в  грехах  своих , коим  нет  числа, или возблагодарить Господа горячею душею за Его безчисленныя благодеяния.

Так  вредно действуют  на нашу душу излишния попечения о плоти: они не дают  нам  и в  храме искренно помолиться о своей душе, о ея спасении; не допускают  вознестись к  Нему всем  сердцем , возлюбить Его всею душею. Пристрастие к  плоти нашей грешной всю жизнь христианина поставило, так  сказать, вверх  дном . Из -за пристрастия к  плоти все грехи наши: самолюбие, зависть, недоброжелательство, скупость, корыстолюбие, жестокосердие, человекоугодие, подобострастие, невоздержание, лицеприятие, лицемерие, алчность, пьянство, расточительность, азартныя игры, зрелища, леность и нерадение о спасении души, леность к  молитве, к  покаянию, нечистота, распутство, все полчище грехов  из -за пристрастия к  плоти, — все извратила наша многострастная плоть, весь круг  жизни.

Итак , христиане, кто из  вас  хочет  быть Христовым , тот  распни плоть свою со страстями и похотями. Не будем  заботиться чрезмерно о плоти и думать только о том , что есть и пить и чем  одеваться: этого ищут  только язычники, которые не имеют  понятия о царствии Божием  и не ищут  его; а мы с  вами отрождены в  крещении для царствия Божия; мы чада Божии и наследники Божии, сонаследники Христу; нам  уготовано на небесах  наследие нетленное, неувядаемое; его и будем  искать, а остальное все приложится нам  от  Господа: и пища, и питие, и одежда и, если нужно, слава и честь даже на земле, ибо слава и мир  и честь всякому делающему благое. Аминь. (Из  кн. «Полн. Собрн. Соч.», прот. Иоанна Сергиева).





Источник : Проповедническая хрестоматия. Полный круг  поучений на все воскресные и праздничные дни года,
слова и беседы на разные случаи,слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения.
 Составил  по лучшим  проповедническим  образцам  архимандрит  Пантелеимон .

Написать комментарий