Подвиг священномученика Иоанна Будрина

Подвиг священномученика Иоанна Будрина

Иоанн Будрин родился в 1866 году в семье православного священника Георгия Васильевича и Параскевы Харлампиевны Будриных. В этой большой  семье всё дышало церковным и божественным.  С юных лет Иван читал и знал Часослов, Псалтирь, Священную историю, учил молитвы и заповеди Господни, пел и читал на клиросе. Мальчик, как и все его братья, сначала получил домашнее образование, а затем, достигнув юношеского возраста, поступил в Далматовское духовное училище. По его окончании Иван поступил в Пермскую духовную семинарию. Будучи одним из лучших учеников курса, он окончил семинарию в 1887 году по второму разряду.

 Почти сразу же после окончания семинарии Иван устраивается надзирателем в родном для него Далматовском училище. На этой должности он следил  за нравственным поведением и внешним обликом учеников. Но проработать в училище Иоанну было суждено не долго. В 1889 году он увольняется с должности надзирателя, чтобы посвятить себя священническому служению.
 
Вскоре Иван бракосочетался с Марией Успенской, дочерью настоятеля Свято-Троицкого храма Василия Успенского села Катаевского. В благочестивой семье Иоанна и Марии родилось семеро детей.
 
27 августа 1889 года Преосвященным Поликарпом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, Иоанн Будрин был рукоположен в сан диакона, а вскоре во священника Свято-Троицкого храма села Ертарского Камышловского уезда Екатеринбургского уезда. Промыслом Божиим рукоположение будущего священномученика состоялось в день памяти его небесного покровителя, первого страдальца Новозаветной истории – Иоанна Крестителя.
 
3 мая 1894 года Иоанн был переведён к Покровской церкви села Верхне-Ярского Шадринского уезда и назначен законоучителем Верхне-Ярской церковно-приходской школы. Молодой батюшка с особенной ревностью занялся развитием образовательного процесса. Его трудами Верхне-Ярская церковно-приходская школа дважды признавалась одной из наилучших в успешности преподавания. В 1906 – 1907 гг. Верхне-Ярская школа была признана самой лучшей по преподаванию Закона Божьего во всём Шадринском уезде.
 
Помимо преподавания в школе отец Иоанн занимал и высокие административные должности. В течение трёх лет он состоял членом благочиннического совета 3-го округа Шадринского уезда. Кроме того он был избран на должность духовного следователя по тому же благочинию. В его обязанности входило расследование нравственных и канонических проступков представителей духовного сословия. Иерей Иоанн Будрин также состоял членом Православного миссионерского общества.
 
В 1902 году отца Иоанна постигла страшная трагедия. Во время родов скончалась его любимая супруга Мария Васильевна. Новорожденный младенец Иаков умер, не прожив и месяца. Тяжёлая утрата не сломила священника. Оправившись после тяжёлого испытания, все свои силы батюшка направил на дело священнического и учительского служения. Церковная школа отца Иоанна была признана лучшей не только в области образования, но и в области церковного пения. Отмечая проповеднический талант и образованность отца Иоанна, епархиальное управление дважды назначало его на должность катехизатора по третьему благочинию Шадринского уезда. На этой должности батюшка ездил по сёлам и весям с проповедями и духовными беседами. Рассказывал крестьянам о том, как правильно вести благочестивую христианскую жизнь. Будучи членом миссионерского комитета, ему доводилось вести беседы и со старообрядцами. Он убеждал их, что вне церковной ограды старообрядцы, лишенные святых таинств, не могут обрести спасения.
 
В 1903 году за свои ревностные пастырские и миссионерские труды он был награждён скуфьей Преосвященным Никанором. В 1908 году отец Иоанн был удостоен ещё одной высокой награды. Указом Священного Синода ко дню рождения Императора Николая Второго за благочестное житие, отличную усердную службу и весьма полезное служение Церкви иерей Иоанн Будрин был награжден камилавкою.
 
Несмотря на высокие административные посты и награды семья отца Иоанна жила довольно скудно. Жалования батюшки не хватало даже на то, чтобы дать всем своим дочерям хорошее образование. Церковь, в которой служил отец Иоанн, тоже не отличалась особенным благолепием: простая и небогатая утварь, пол из бутового камня и  чугунных плит, дешёвые облачения на престоле и на священнослужителях – таким предстал Покровский храм епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому Митрофану во время его архипастырской поездки в 1910 году. Отец Иоанн имел возможность перевестись к более богатому приходу с лучшими условиями жизни, однако батюшка не желал оставлять свою паству.
 
На годы служения отца Иоанна Будрина выпало несколько тяжёлых испытаний. Среди них и революционные события 1905 – 1907 гг. на Урале. Приходилось батюшке испытывать притеснения и со стороны пасомых. В 1913 году в Епархиальных ведомостях появилась информация о том, что среди прихожан Верхне-Ярского прихода есть личности, враждебно настроенные к своему пастырю. В издании упоминалось, что такие лица наносят отцу Иоанну незаслуженные оскорбления и подают на него епархиальному начальству неосновательные жалобы.
 
Однако самые страшные события в жизни отца Иоанна наступили после рокового 1917 года. По принятии советским правительством Декрета об отделении Церкви от государства на Екатеринбургскую и Пермскую епархии обрушились жестокие гонения. В период с 1918  по 1944 годы репрессиям подверглись более 330 священников, из которых расстреляно было 148. Репрессии против Екатеринбургской епархии достигли такого масштаба, что в конце 1930-х годов она фактически перестала существовать. Большая часть священства была уничтожена  или находилась в лагерях. К началу Великой Отечественной войны во всей Свердловской области осталось лишь 20 храмов и ни одного епископа.
 
Одним из священнослужителей, не принявшим советской власти и осмелившимся выступать против неё, был отец Иоанн Будрин. После того, как некоторые волости Шадринского уезда вынесли постановление о недоверии советской власти, большевики с особой жестокостью начали восстанавливать «революционный порядок». По воспоминаниям старожилов, отца Иоанна  увели далеко из села, где подвергли жестоким мучениям и издевательствам. Церковные газеты того времени сообщали о мученическом подвиге священника: «…зверски убит священник о. Иоанн Будрин, пастырь мужественный и безбоязненный, смело обличавший большевиков. Пред тем как его убить, его жестоко мучили: выдергивали волосы из бороды и головы».
 
Местные жители, отправившиеся впоследствии на поиски своего пастыря, нашли его забитым насмерть, и похоронили у церковной ограды. В последующие годы безбожники совершили очередное кощунство, установив прямо над могилой мученика туалет. Храм же Покрова Пресвятой Богородицы был закрыт большевиками в 1935 году, несмотря на попытки прихожан отстоять его.
 
Так мученически окончил свой земной путь беззаветно преданный Христу пастырь – отец Иоанн Будрин. Но, несмотря на все попытки власти уничтожить о нём саму память, Господь прославил Своего угодника –  Иоанн Будрин был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания решением Священного Синода в 2004 году.
 
И ныне по молитвам святого получают от Бога утешение все, с верою прибегающие к его святому заступничеству.

_________________________________________________________________________________________________
По материалам православных СМИ

Написать комментарий