ВЛАСТИ ПОВИНУЙТЕСЯ

ВЛАСТИ ПОВИНУЙТЕСЯ

Свщмч. Иоанн Восторгов о заповедях народу

В жизни во всех областях, везде и всегда, нужна власть: нужны пастыри в Церкви, ибо без них в деле святой веры будет безпорядок и вечные раздоры; нужны судьи в жизни, ибо без них один безпрепятственно будет обижать другого; нужны правители, ибо без них будут безсильны и пастыри и судьи, которых не послушают злые люди; нужны учители в училищах, ибо иначе зачем же собираться и ученикам, которые друг друга ведь ничему не научат; нужны военные начальники, ибо без них не будут знать, куда идти и что делать, и вместо стройного войска будет стадо; а все власти, чтобы быть согласными, чтобы не мешать, а помогать одна другой, должны иметь над собою одну высочайшую: это — власть царя.

 

Если бы вдруг уничтожить сразу все эти власти, то получилось бы то же, что с ребенком, если у него отнять родителей и оставить одного: произошла бы гибель всего народа от безпорядков и замешательства; тогда люди жили бы хуже и несчастнее зверей, потому что и среди животных и даже насекомых мы видим старших и распорядителей.

 

Кто же установил власти в народах? Народ – это большая семья. И Тот, Кто установил и освятил власть родительскую в семье, т.е. Бог, Он же установил и всякую другую власть в большой семье – в народе. Слово Божие так ясно, и подробно, и убедительно учит об этом, что ни прибавить к нему, ни убавить от него ничего нельзя: Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и пoдати платите, ибо они – Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому пoдать – пoдать; кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим.13:1-8).

 

Видите, как строго осуждает слово Господне всякое противление власти. Больше того: оно запрещает не только дело, противное власти, но даже слово, направленное против нея, и самую мысль о том: начальника в народе твоем не поноси (Исх.22:28), и даже в мыслях твоих не злословь царя (Еккл.10:20).

 

После сказанного ясно, кто суть новые учители, появившиеся теперь в нашем отечестве и учащие народ противиться <царской> власти. Это — враги Божии и враги народа, ибо они своею пагубною проповедью принесут ему только гибель. Не со вчерашнего дня они явились. Они пришли к нам из чужих земель и давно уж сами разделились на различные дольки и партии: анархисты, республиканцы… Чтобы привлечь к себе народ, они обещают, что под их управлением будет на земле рай, что все имущество разделится между людьми поровну, — как будто в самом деле можно переделаться из русского во что-то безнародное, как будто можно и в самом деле у всех уравнять лета, рост, пол, здоровье, силу, способности, уменье, старанье и труд.

 

Этими детскими сказками и обещаниями они привлекают людей легковерных. Такие новые учители похожи на сына царя Давида — Авессалома. О нем разсказано в святой Библии: он возмутил народ против царя-отца, прельстив народ разными несбыточными обещаниями, – и все-таки мятежный сын погиб ужасным образом в битве с верными царскими войсками.

 

Лжеучители хотят вместо теперешней власти, законной, дать свою, незаконную; вместо власти Царской, Богом установленной, хотят дать власть свою, самозванную. Этим самым они, вместо мира, принесут нестроения; вместо покойной жизни, принесут стачки, бунты, забастовки, убийства; вместо человеческой жизни, устроят звериную; вместо обещанной свободы, дадут рабство и запугивание всех, кто с ними не согласен, как они и делали во время стачек; вместо счастья, они дадут погибель и слабость, которою воспользуются наши враги.

 

Самые страшные времена были в истории именно те, когда не было законной <царской> власти. Кто любит ближних, кто любит свой народ, кто слушается слова Божия, кто хочет самому себе счастья, кто не потерял совсем разума, — тот всеми силами, всею любовью, не по страху, а по совести, свободно и с усердием поддерживай власть, по заповеди Божией, и знай, что безвластие — худшее из всех общественных и государственных несчастий.

 

Правда, бывают нередко правители неумелые, иногда несправедливые, иногда и прямо худые и вредные. Помнить, однако, нужно, что и правители — люди, а где люди, там всегда и ошибки, и слабости, и пороки. Правители ведь выходят из нашей же среды; каковы мы, таковы и вышедшие от нас, назначенные или выбранные представители власти. И затем: не бунтом, не злобою и не насилием исправляется власть.

 

Какие правители были при Иисусе Христе? Тогда правили народом злой Пилат, лукавый Ирод; а высшими служителями Бога и святаго храма были маловерные тесть и зять — Анна и Каиафа; как бы в насмешку, они звались первосвященниками. И что же? И Спаситель наш и Его апостолы не шли против них с бунтом и возмущениями и не учили тому других. Напротив, Они подчинялись их распоряжениям и принимали от них суд. Правда, когда Спасителя ударили по лицу на суде у Анны, Он на это возразил словом: «если Я сказал правду, за что бьешь Меня?» (Ин.18:23). То же делали и апостолы на суде у царей и первосвященников: они ссылались на свои права, они искали правосудия и справедливости (см. Деян.16:37; 23:1-3).

 

Но этот путь слова открыт и нам, над одними правителями поставлены у нас другие, высшие: земля наша не безсудна; можно указать пред судом и высшею властью на всякую неправду. А взявшие меч, по слову Христову, мечем и погибнут (Мф.26:52). Теперь свободно может раздаваться слово каждого гражданина, кто бы он ни был, и власть должна и обязана выслушать его.

Христианин! По примеру и завету Господа и Его апостолов, власти повинуйся... Из любви к родине, к порядку, к общему благу всех людей-ближних, — власти повинуйся!

 

«Пастырский голос во дни революции»
(в сокращении)

Написать комментарий