Чудо, утвердившее Православие
После же поместного собора в Ефесе (бывшего между третьим и четвертым вселенским) – называемого разбойническим, так как на нем единомышленники Диоскора и Евтихия убили св.Флавиана, патриарха цареградского, - ересь та усилилась еще более и принята была , как правоверие, а истинная правоверная вера отметалась как некое зловерие. Необходимо было поэтому собраться четвертому святых отцов вселенскому собору для уничтожения этой ереси и утверждения веры православной.
В это время почил почил в Бозе благочестивый царь Феодосий, и после него принял царство добродетельный и богоугодный муж Маркиан со своей женой Пульхерией. Эти ревнители правоверия и благочестия , видя смущаемую ересями Церковь и происходящие в ней раздоры, повелели святым отцам всей вселенной собраться в главный град Халкидон (в 451 году) и там на соборе рассмотреть и рассудить все, что относиться к вере.
По этому повелению собрались в этом городе святые отцы, числом 630, во главе со святейшим Анатолием, патриархом цареградским, святейшим Ювеналием, патриархом иерусалимским и с посланниками святейшего Льва, папы Римского. Собрались и зловерные, между которыми был вначале Диоскор, патриарх александрийский, Максим антиохийский, от Диаскора поставленный патриархом на место низложенного Домна, и другие единомысленные с ним архиереи, а также и Евтихий со своими единомудренниками, так что составилось великое множество еретичествующих, которые вместе со святыми отцами составляли собрания, сходясь в церкви святой великомученицы Евфимии в предместье Босфора; ибо та церковь была престольная (кафедральная) халкидонской метрополии и весьма обширна, так что могла вмещать в себе великое множество народа. В этой церкви почивали мощи вммчц. Евфимии, от которых совершались дивные и преславные чудеса.
Когда на том соборе, после долгих рассуждений и прений, произошло между правоверными и еретиками несогласие, ибо зловерные никак не хотели повиноваться правым догматам, тогда святейший Анатолий , посоветовавшись с другими святыми отцами, сказал еретикам: «Напишите вы свиток с исповеданием вашей веры, напишем и мы наше исповедание, и оба свитка, запечатавши, положим в гробнице, на честных мощах свмчц. Евфимии, затем соборно помолимся Богу, дабы через свою угодницу Он открыл нам, которое исповедание есть правое».
Когда святейший Анатолий это сказал, все одобрили его предложение, и написали два свитка, правоверные свой, а зловерные свой, запечатав их своими печатями, и, открыв гробницу святой Евфимии, положили оба свитка на персях ее. Затем, закрыв гробницу, запечатали ее царской печатью, приставили стражу и три дня постились и молились.
Когда наступил четвертый день, пришел царь и весь собор к честному гробу святой и сломав царскую печать, открыли гроб. Тогда увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в своей деснице, а свиток зловерных лежит под ногами ее. Всего же чудеснее было то, что она десницу свою как бы живая простерла к царю и патриарху, подавая им свиток правого исповедания. Все исполнились тогда неизреченной радости и воздали славу Богу, воспев с благодарением похвальные песни святой великомученице и с горячей любовью, поклонились ее чудотворным мощам. И тотчас проповедали веру Православную, как Богом утвержденную, а зловерие еретическое предали проклятию. Многие из еретичествовавших, видя такое чудо, присоединились к православным, а те, которые остались при своем зловерии, были извержены из своих санов и сосланы в заточение. С того времени, в незабвенную память об этом преславном чуде, бывшем во время собора, иконописцы стали изображать святую вмчц. Евфимию на иконах со свитком в правой руке.
Источник: Назидательные уроки из жизни святых подвижников. М.: Из-во «Ника» 2016 г., стр. 59-61