святые отцы о любви к ближнему

святые отцы о любви к ближнему

Любовь к ближнему

...Все вступившие в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими <пресвитерами> во образ и учение нетления (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 281).

***

Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 152).

***

Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но — как сами получающие — радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 173).

***

Когда есть какое дело с мздовоздаянием, пусть приобщится к нему с тобою и брат твой... (прп. авва Исаия, 89, 289).

***

Любите... братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата (прп. авва Исаия, 89, 315).

***

Возлюби верных, чтоб через них получить милость (прп. авва Исаия, 89, 348).

***

Сделать какой-либо вред ближнему, или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему (свт. Василий Великий, 7, 311).

***

Что свойственно любви к ближнему? — Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной (свт. Василий Великий, 7, 417).

***

...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий, 8, 73).

***

...Кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним (свт. Василий Великий, 8, 90).

***

При всяком успехе ближнего своего веселись и прославляй Бога, потому что его успехи суть твои, а твои — его (свт. Василий Великий, 9, 49).

***

...Любящий одного предпочтительно пред другими обличает себя в том, что не имеет совершенной любви к другим (свт. Василий Великий, 9, 67).

***

Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви (свт. Василий Великий, 9, 68).

***

...Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя (свт. Василий Великий, 9, 89).

***

...Блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который... приобретает сим несравненную выгоду (свт. Василий Великий, 9, 251).

***

Любовь просвещает мысленные очи; а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто  влагает руку свою в нору к аспидам (прп. Ефрем Сирин, 30, 141).

***

Всех почитай ради Господа, чтоб и тебя почтил Господь всех (прп. Ефрем Сирин, 30, 207).

***

Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным... если строит церкви или иное что большее делает — все сие без любви ни во что не вменится пред Богом; потому что неблагоугодно сие Богу. Итак, ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин, 31, 352—353).

***

Кого любишь, люби не ради какой-либо потребности, и да не будет у тебя притворства (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).

***

Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).

***

Любить человека значит воздавать честь Создателю; служить нищим значит воздавать честь Обнищавшему ради нас (свт. Григорий Богослов, 16, 342).

***

Обретя... познание Божие и уразумев страх, удобно преуспеешь и в последующем, т. е. в любви к ближнему... А без первого и второе не может быть чисто. Ибо кто не любит Бога от всей души и от всего сердца, тот приложит ли правильно и без лести попечение о любви к братьям, не выполняя любви к тому, ради чего прилагается попечение о любви к братьям? (прп. Макарий Египетский, 67, 333).

***

Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст, 46, 742).

***

Что... может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и матерь всех благ. Это — добродетель, чуждая какого бы то ни было лишения, добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренно усвоившим ее (свт. Иоанн Златоуст, 46, 796).

***

Ничто так не облегчает душу и не доставляет столько радости, как чувство искренней взаимной любви (свт. Иоанн Златоуст, 46, 797).

***

Если... ты не хочешь быть оставленным без внимания, когда бы случилось тебе пасть, то и сам не пренебрегай падшими, но оказывай им всякую любовь и почитай за величайшее благо возможность спасти брата (свт. Иоанн Златоуст, 47, 482).

***

...Пусть каждый... прилагает попечение о пользе ближнего и почитает ее величайшим приобретением для себя самого... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 644).

***

Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением и укоризною их нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 48, 320). ,

***

...Кто спасает бедного, получает честь и награду пастыря, разумеется — того Пастыря, Который предал Себя за нас и избавил нас от мысленных зверей, а кто причиняет вред и обиды, ставится в ряд зверей (свт. Иоанн Златоуст, 48, 863).

***

Любовь к телесной красоте смешана с огорчением; напротив, любовь к красоте душевной соединена с чистым, невозмущаемым удовольствием (свт. Иоанн Златоуст, 50, 383).

***

Человеколюбив не тот, кто сам поражает и исцеляет пораженных им, но тот, кто врачует раны, нанесенные другими (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).

***

...Не столько елей укрепляет тело, сколько человеколюбие укрепляет душу и соделывает ее ничем не победимою и неуловимою для диавола (свт. Иоанн Златоуст, 50, 658).

***

В делах духовных подавать друг другу руку — признак братской любви, родственной дружбы, искреннего благорасположения (свт. Иоанн Златоуст, 51, 126).

***

...Помня, что, хотя бы мы сами и не трудились, а только сочувствовали трудящемуся, мы можем разделять с ним венцы его, оставим всякую зависть и насадим в душах наших любовь, чтобы, сорадуясь благополучию братий наших, мы могли сподобиться благ настоящих и будущих... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 241).

***

...Постараемся иметь попечение о своей душе и любовь друг к другу, не будем отторгать от себя своих членов — это свойственно беснующимся и умалишенным, — но, чем в худшем найдем их положении, тем большую покажем об них заботливость... Хотя бы они страдали неисцельными болезнями <души>, будем неотступно заботиться об их исцелении и носить тяготы друг друга. Чрез это мы исполним и закон Христов и достигнем обетованных благ... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 458).

***

...Любовь... есть мать добра: она произрастает от души добродетельной, а где порок, там увядает это растение (свт. Иоанн Златоуст, 51, 484).

***

...Мы сподобляемся одних и тех же Таинств, одной и той же духовной пищи. Вот побуждения к любви! Но как, скажут нам, сохранить теплоту любви? А что возбуждает любовь плотскую? Телесная красота. Соделаем же и души наши прекрасными и будем питать любовь друг к другу... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 355).

***

...Не любящий брата, хотя бы расточил имение и просиял в мученичестве, ни в чем не достигнет успеха... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 559).

***

Если любимый тобою и сам тебя любит, то он оказал уже тебе воздаяние, а если любимый тобою не любит тебя, то он поставил за себя Бога должником твоим. Сверх того, когда он любит тебя, то не много нужно тебе прилагать о нем попечения, а когда не любит, тогда особенно он и имеет нужду в твоей помощи (свт. Иоанн Златоуст, 52, 816).

***

Если не имеешь ревности пещись о брате, то помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его по крайней мере для себя (свт. Иоанн Златоуст, 53, 249).

***

Как закопавший собственное золото в доме ближнего, если не захочет сходить поискать и откопать его там, никогда не увидит его, так и здесь, кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов (свт. Иоанн Златоуст, 53, 333).

***

Долг человеколюбия требует не во всем угождать больным <согрешающим> и не потворствовать неразумным их желаниям (свт. Иоанн Златоуст, 53, 603).

***

...Кто любит, как должно, ближнего, тот не откажется служить ему покорнее всякого раба (свт. Иоанн Златоуст, 53, 802).

***

Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для <людей>... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 783).

***

Если кто устроит большой пир для царя и властей с возможно большей роскошью, чтобы ни в чем не было недостатка, а соли у него не окажется — разве не расстроится вследствие этого весь пир? Конечно, расстроится, и, таким образом, устроитель пира и издержки понесет, и труды его пропадут даром, а сверх того, осрамится пред званными на пир гостями. Так-то вот и здесь: что за польза трудиться на ветер? Без любви всякое дело и всякая заслуга нечисты и несовершенны; хранит ли кто девство, постится ли, бодрствует ли неусыпно, молится ли, питает ли нищих, приносит ли, как ему кажется, дары... или плоды, строит ли церкви или другое что-либо делает, без любви все это ни во что вменяется в очах Божиих. Не жди в таком случае благоволения Божия (свт. Иоанн Златоуст, 54, 983).

***

Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга, это — путь, который сам собою ведет к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 55, 165—166).

***

...Будем привлекать необузданных, а грешников будем прощать, будем выражать вместе с божественным законом много человеколюбия... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 290—291).

***

О, если бы мне возможно было подвизаться за вас, а вам получать награды за подвиги — никогда бы я на это не обижался! (свт. Иоанн Златоуст, 55, 716).

***

Как Сам <Господь> взирал не на собственную высоту, но на полезное для людей, и, уничижив Себя,  соблаговолил принять зрак раба, чтобы рабов ввести в сыноположение, так и каждому из нас повелел не на собственную выгоду взирать, но иметь в виду пользу ближних. А если кто думает, что, снисходя, потерпит вред, то пусть узнает, что сие снисхождение возведет его на высоту почести (прп. Исидор Пелусиот, 61, 386—387).

***

Блажен <человек>, который со всею радостию взирает на спасение и преуспеяние всякого, как на свое собственное (прп. Нил Синайский, 71, 195).

Написать комментарий