О развитии духа церковности в детях

О развитии духа церковности в детях

Этим средством (т.е. церковностью) святой Феофан советует начинать пользоваться как можно раньше еще с колыбели. В период младенчества лучшими незаменимыми способами воздействия на ребенка являются, по его глубокому убеждению, церковность и благочестие родителей. Частое причащение детей Святых Таин, ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, окропление святой водой, курение ладаном, благословение священника и прочее составляет спасительную атмосферу вокруг младенца и чудным образом возогревает и питает благодатную жизнь его. Но вся эта духовная атмосфера может оказаться малосильной и недействительной, если родители при этом не будут сами иметь духа благочестия. Этим духом благочестия родители могут благотворно повлиять на дух младенца, который в первые месяцы и даже годы как бы не имеет еще движения.

Родители действуют на душу ребенка своего непосредственно через сердце. «Лучший внешний проводник при этом, - говорит Святитель, - взор. Тогда как в других чувствах душа остается сокрытою, глаз открывает ее взору других. Эта точка встречи одной души с другой. Пусть же через сие отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми». Все это в совокупности будет благотворно и спасительно действовать на формирование характера ребенка, воспитывая христианский дух.

Святитель Феофан Затворник говорит еще, что, начавши такое устроение от колыбели, должно продолжать его и потом во все время воспитания: и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Церковь, церковность и св. Тайны - как скиния для детей, под коею они должны быть неисходно. Более того, этим одним могут быть заменены и заменяются не без успеха, все другие средства воспитания. В древности так преимущественно и воспитывали. С возрастанием младенца постепенно одна за другой начинают пробуждаться и проявлять себя силы тела, души и духа, начиная с низшего и оканчивая высшим. Вследствие этого на родителей и воспитателей налагается обязанность наблюдения за их развитием и направлением. Причем не просто наблюдение, но и активное действование с их стороны.

Пробуждение сил, вместе с ними и соответствующих потребностей начинается с телесных: питания, движения, чувствительности или деятельности нервов. Святитель Феофан считает эти потребности не маловажными как для жизни вообще, так и для жизни нравственной, ибо тело, как правило, является седалищем страстей. Исходя из таких соображений, Святитель говорит, что их необходимо поставить в должные пределы и закрепить добрыми навыками, чтобы потом меньше было от них беспокойства.

Из трудов святителя Феофана Затворника

Написать комментарий