Знаем ли мы сущность Православия? В день памяти вмч. Пантелеймона

Знаем ли мы сущность Православия? В день памяти вмч. Пантелеймона

Св. великомученик Пантелеимон, получив от матери и св. старца-пресвитера Ермолая наставление в основных истинах христианской веры, неуклонно потом следовал преподанному ему учению до конца, своей жизни, чрез что и получил спасение.
Знаем ли мы сущность своей веры и следуем ли ей в своей жизни? Только при этом условии мы можем надеяться на то, что стоим на верном пути в достижению жизни вечной.
а) Вот сущность христианскаго учения. Все мы, кто бы ни были, существа падшия, кои, быв созданы невинными, украшены образом Божиим, поставлены в раю сладости, предназначены к безсмертию и блаженству вечному, не умели стоять на высоте богоподобия, послушались совета змиинаго, низверглись произвольно в бездну преслушания и греха, разбились в прах и потеряли все, что имели и могли иметь.
Для возстановления нас от сего ужаснаго падения, для возведения из бездны греха и тления, сошел на землю Сам Сын Божий; облекся нашею плотию, жил подобно нам, претерпел все роды бедности и поношений, умер за нас на кресте, сошел во ад, и потом, воскресши из мертвых, вознесся на небо, дабы со престола славы управлять всем миром к нашему спасению.
Сей возлюбленный Искупитель наш, вознесшись на небо, послал нам вместо Себя иного Утешителя, Духа Пресвятаго, дабы Он пребывал с нами во век, наставлял нас на всякую истину, утешал нас во всякой скорби.
Сей всеблагий Дух просвещает нас в пророках и апостолах, освящает и врачует в таинствах церкви, обитает благодатию Своею в каждой душе, которая не изгоняет Его из себя своею нечистотою и нераскаянностию.
У всех нас есть общая, Самим Богом данная матерь, — церковь Христова, которая отрождает всех нас водою и духом в таинстве крещения, питает всех нас словом Божиим и телом и кровию Христовою в таинстве причащения, врачует души и совести в покаянии и исповеди, сопровождает нас в самыя двери гроба разрешением и молитвами своими; связанное или разрешенное служителями ея, связуется или разрешается в то же время на небе, и всяк, противящийся святым уставам церкви, по сему самому, есть хуже мытаря и язычника.
Все мы здесь, на земле, на краткое время, всех нас ожидает смерть и суд; настанет время, когда все видимое пройдет, все умершие возстанут, дабы восприять по делам своим, и тогда истинно покаявшиеся получат блаженство нескончаемое, а нераскаянные подвергнутся вечным мукам во аде.
Вот сущность святой веры нашей! — Она высока и вместе открыта каждому, как свод небесный; глубока, неисчерпаема и вместе доступна всякому, как море; неизследима в существе и вместе благотворна для всех и везде, как солнце. Храните сию святую веру: за нее мученики пролили всю кровь свою; ей святые подвижники посвятили всю жизнь свою; для нея скитались в горах и пропастех земных те, коих, по слову апостола, не бе достоин вес мир (Евр. 11, 28). Стыдно и грешно будет нам, если мы не сохраним сей святой веры теперь, когда ничто не отвращает от нея, а все побуждает хранить ее в целости.
б) Соблюдая веру правую, стараетесь ли, братие, жить по правилам сей святой веры? Вы знаете, чего требует она от нас, — чтоб мы не любили мира, ни яже в мире, чтобы избегали похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, чтобы проводили жизнь в целомудрии, благочестии и правде, чтоб были милостивы, кротки, великодушны, чтобы помышляли и исполняли, по слову апостола, вся, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика прехвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала (Флп. 4, 8). Такова ли ваша жизнь, возлюбленные?
Господь премилосердый, ведый всю существа нашего немощь, преподал нам наидействительнейшее средство к изглажению самых грехопадений наших; я разумею — покаяние и исповедь. Пользуетесь-ли вы сим драгоценным средством, как должно? И производит ли оно в вас то, что должно? Пользуетесь ли? Мы ежедневно омываем лице и руки; почитаем за необходимое чистить платье, обувь и внутренность домов наших: как же хотя раз в год не омыть души и сердца слезами покаяния? Не очистить совести исповедию? Но покаяние действительно тогда только, когда оно сопровождается истинным раскаянием во грехах; исповедь сильна тогда только, когда мы не возвращаемся паки на те грехи, в коих прияли отпущение. Итак, стараетесь ли избегать тех мрачных и скользких стремнин, в коих падала и сокрушалась ваша добродетель? Принимаете ли все меры к тому, чтобы нежный росток невинности возникающий в таинстве покаяния, был огражден и храним от новых бурь, от новой засухи и ожесточения греховнаго, от новаго наводнения потоками чувственности? Без сего вы будете возставать только для того, чтобы упасть снова и еще глубже, доколе не погрузитесь в ту глубину зол и нечестия, откуда нет исхода.
Молитвами св. великомученика Пантелеимона да утвердит нас Господь в вере и доброй жизни. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. Иннокентия, архиеп. херс., т. Ѵ, стр. 502). 
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 97-99. 

Написать комментарий