Вырвемся духом из среды земных дел: Поучение на Преображение Господне

Вырвемся духом из среды земных дел: Поучение на Преображение Господне

Господи, добро есть намъ здѣ быти!воскликнулъ св. Петръ въ восторгѣ отъ блаженнаго созерцанія своего Господа во славѣ. Ему не хотѣлось бы никогда сойти съ этой горы, гдѣ видѣлъ онъ сіяющаго свѣтомъ божественнымъ Сына Божія:сотворимъ здѣ три сѣни. Онъ забываетъ о покоѣ, потребномъ для себя и своихъ собратій, апостоловъ:сотворимъ сѣни— Тебѣ едину, и Моисеови едину, и едину Иліи(Матѳ. 17, 4).

Конечно, не мало найдется и между нами такихъ, которые желали бы быть соучастниками блаженства первоверховнаго апостола. Не скажемъ, чтобы это желаніе было недостижимо: потому что вѣрующимъ въ Сына Божія обѣщано узрѣть Его нѣкогда лицемъ къ лицу, и самимъ наслаждаться Его славою и блаженствомъ.— Но наше сердце нетерпѣливо. Оно желало бы и здѣсь на землѣ удостоиться причастія этой радости.— И въ этомъ не отказалъ намъ Всеблагій Господь. Радость приближенія къ Богу, созерцанія божественныхъ Его дѣлъ и совершенствъ, ощущенія Его близости къ намъ, присутствія Его въ насъ, подается всѣмъ возлюбившимъ явленіе Христово, какъ подкрѣпленіе въ юдоли странствованія земнаго, какъ предвкушеніе силы грядущаго вѣка, какъ залогъ полнаго воздаянія въ царствѣ славы. Какъ же намъ достигнуть этого предначинательнаго блаженства?— Тѣмъ же путемъ, слушатели, какимъ и апостолы достигли Ѳавора.

Въ Евангеліи мы читаемъ:поятъ Іисусъ Петра и Іакова и Іоанна, брата его, и возведе ихъ на гору высоку едины(Матѳ. 17, 1).— Итакъ, не сами апостолы нашли путь на эту гору, нопоятъихъ Іисусъ. Всѣхъ ихъ избралъ Господь, но не всѣхъ призвалъ на Ѳаворъ. Девять остались подъ горою, и только трое взошли съ Нимъ на гору. Кого-же призвалъ?— Петра, упредившаго всѣхъ прочихъ исповѣданіемъвѣры,—Іоанна, пламенѣвшаголюбовіюкъ Господу,— и Іакова, съ Іоанномъ вмѣстѣ неотрекшагося вкусить даже чашу страданій и смерти, въупованіиславы царствія со Христомъ. Итакъ взялъ Господь съ собою учениковъ, преимущественно предъ другими засвидѣтельствовавшихъ свою вѣру, надежду и любовь ко Христу.— Желаемъ ли блаженнаго посѣщенія свыше, необходимо и намъ приблизиться ко Господу апостольскою вѣрою и любовію и надеждою. Духовное созерцаніе и услажденіе божественными предметами невозможно безъ живаго чувства вѣра, безъ искренней любви къ нимъ, безъ твердой надежды обладанія ими. Вѣра сообщаетъ намъ понятіе о нихъ, любовь побуждаетъ стремиться къ нимъ, надежда дѣлаетъ отдаленное присущимъ, будущее— настоящимъ.

Поятъ Іисусъ и возведе на гору высоку едины. Не видите ли, какъ этимъ отдѣленіемъ трехъ отъ прочихъ апостоловъ и отъ всего ихъ окружающаго устраняется все постороннее, все препятствующее духовному созерцанію? И постоянные предметы занятій апостоловъ были божественны; и обращеніе ихъ съ окружающими касалось дѣла спасенія. Тѣмъ не менѣе, для болѣе возвышеннаго созерцанія нужно было, чтобы все это многоразличіе предметовъ, все множество людей отстранено было, чтобы вниманіе ума и сердца сосредоточилось на единомъ.— Возвысься надъ всѣмъ дольнимъ и тварнымъ и ты, боголюбивая душа, стремящаяся къ созерцанію божественному, отрѣшись отъ преходящихъ явленій, соберись вниманіемъ и любовію къ Единому.

Крилами, чтобы вознестись къ Единому, да будетъ молитва: потому что и Господь,поемъ Петра и Іоанна и Іакова взыде на гору помолитися(Лук. 9, 28), конечно не для того взялъ ихъ, чтобы они были только свидѣтелями Его молитвы, но и соучастниками.— Итакъ, нужна молитва во имя Сына Божія, пришедшаго просвѣтить нашу тьму, и молитвою низведшаго на землю сіяніе славы небесной; молитва съ глубокимъ сознаніемъ нашей немощи, нечистоты и недостоинства, молитва съ полнымъ упованіемъ на Его милосердіе. Онъ благъ и щедръ: но хощетъ, что бы мы съ дѣтскою довѣренностію высказывали предъ Нимъ наши нужды и желанія. Молитва— это уста вѣры, любви и надежды. Чѣмъ чаще будутъ отверзаться уста сіи, тѣмъ дерзновеннѣе будетъ душа приближаться къ престолу благодати. Молитва вѣры— дастъ твердость исповѣданію, молитва любви исполнитъ духъ свободы сыновней, молитва надежды дастъ предвкушать уповаемое. Вѣрующему, любящему, уповающему нѣтъ ни въ чемъ отказа у всеблагаго Бога.

Ученики узрѣли Господа во славѣ, но глаголющаго съ Моисеемъ и Иліею оисходѣ, который ожидалъ Его въ Іерусалимѣ, т.е. о страданіяхъ и смерти. На землѣ нѣтъ блаженства безъ страданія. Но и въ самомъ страданіи за Христа и ради Христа сокрыто блаженство. Страданіемъ убивается нашъ ветхій человѣкъ, привыкшій услаждаться грѣхами, и освобождается отъ узъ, растетъ и укрѣпляется новый, который находитъ услажденіе только во Христѣ. Напрасно вы, подобно Петру, желали бы вѣчно оставаться на горѣ блаженнаго созерцанія. Нѣтъ, Христосъ и его и васъ поведетъ съ горы на трудъ, на заботу, на борьбу со грѣхомъ, на страданія, безъ которыхъ не можетъ обойтись жизнь истиннаго послѣдователя Христова.

Други и братіе! Надобно духомъ вырываться изъ этой среды земныхъ дѣлъ и отношеній, въ которой погружена наша жизнь,— чтобы хотя сколько-нибудь подышать воздухомъ небеснымъ на горѣ преображенія духовнаго со Христомъ, полюбоваться Его божественнымъ свѣтомъ и славою, послушать бесѣды небожителей,— чтобы унести съ собою эти сладкія блаженнотворныя впечатлѣнія въ нашу многопопечительную, многомятежную, мрачную жизнь, чтобы питать ими душу въ часы скорби и унынія, въ часы утомленія душевнаго, ими отвлечь себя отъ пристрастій къ земнымъ удовольствіямъ, ими напоминать себѣ, что есть у насъ радости несравненныя ни съ чѣмъ земнымъ, намъ обѣщанныя, насъ ожидающія. Господь поднялъ насъ отъ земли, приблизилъ къ небу. Не должны же мы все пресмыкаться въ земномъ, или занимать мѣсто на горѣ только для того, чтобы дремать на ней или спать.Господи! да возсіяетъ и намъ, и въ насъ свѣтъ Твой присносущный.— Аминь.


Прот. Александръ Горскій


Написать комментарий