ДНЕВНИК ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ
Старайся, чадо, всегда быть простосердечным
Императрица Александра Федоровна почти всю жизнь вела дневники и записные книжки. Первые выписки из русских книг можно предположительно датировать 1904 годом. Православная христианка, императрица внимательно изучала творения святых отцов и выписывала то, что было ей созвучно; дорогие ей мысли повторяются в книжках по нескольку раз (из этого можно сделать выводы: что особенно было дорого для Александры Федоровны).
В отрывках из «Древнего патерика», включенных в первую «русскую» книжку, много говорится о злословии, клевете и осуждении, - из-за которых императрице пришлось страдать всю жизнь. Звучит и тема, ставшая впоследствии основной, - послушание воле Божией, безропотное несение креста, прощение врагов, спасительное терпение скорбей.
Записи уцелели, когда после Февральской революции императрица уничтожила большую часть своего архива, оставив самое дорогое. Александра Федоровна взяла их с собой в ссылку, в Тобольск.
После мученической кончины царской семьи записные книжки были привезены в Москву и по сей день хранятся в Государственном архиве России.
ВЫПИСКА ИЗ ДНЕВНИКА ИМПЕРАТРИЦЫ
1901 – 1905 годы
Не открывай помышлений своих всем, чтобы не ввести брата своего в соблазн.
Старайся, чадо, всегда быть простосердечным и искренним, увещевает преподобный Ефрем Сирин, и не держи одно на сердце, а другое на устах потому, что это коварство. Будь праведным и не лжив, потому что ложь от лукавого. Страсть осуждения точно так же есть выражение отсутствия любви к ближним.
Слушать с удовольствием злословие есть также злословие и заслуживает равное с ним осуждение.
Когда ты беседуешь о жизни святых отцов и об их ответах, то должен осуждать себя, говоря: горе мне, как я говорю о добродетелях отцов, а сам ничего такого не приобрел и нисколько не преуспел? И живу, поучая других для их пользы, - как бы не исполнилось и на мне сказанное апостолом: «Научая инаго, себе ли не учиши?» (Рим. 2, 21).
Чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется он с Богом. Представьте себе круг, начертанный на земле, середина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, то есть прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу, и друг к другу; и столько приближаются и к Богу. Так разумеете и об удалении. Когда удаляется от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга, сколько удаляются и от Бога.
Заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. Потому ничего не препятствует здравию душевному, кроме бесчестия души.
Подвизайся во всем укорять самого себя и разумно исполняй считать себя за ничто. И веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, - и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя.
Говорили старцы, что нет ничего хуже осуждения.
Не считай себя ученым и премудрым: иначе погибнет труд твой и корабль твой совершит тщетное плавание.
При наступлении каждого дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни,- и сохранишь себя от грехов.
Кто смирил себя внутренно, тот не бывает окрадываем через уста, ибо чего нет в хранилище, того и дверь сия не износит.
1915 -1918 годы
Надобно не в словах одних поставлять молитву, паче в душевном расположении молитвенном. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою.
Душа, имеющая худой навык, получает вред от каждой вещи, и хотя бы вещь сия была полезная, душа получает вред.
Да не говорит язык твой, но дело: да будет слово твое смиренно в сравнении с делом; не говори без сознания, не учи без смирения, чтобы земля приняла сияние твое.
Величайшая борьба – это клевета; особенно когда с нею соединено обвинение в важном деле... если же велика борьба, то явно, что за нее приготовлен венец блистательнейший. Поэтому и Сам Иисус Христос повелевает радоваться тем, которые с должным терпением борются в борьбе, наводимой клеветою: «Возрадуйтеся, взыграйте егда рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради: яко мзда ваша многа на Небесех» (Лк. 6, 23; Мф. 5, 10, 12).
Как огонь, расплавляя золото, делает оное чище – так и скорбь, нападая на золотые души, делает их чище и опытнее. Вот почему говорит апостол Павел: «Скорбь терпение соделывает, терпение же искусство» (Рим. 5, 3, 4).