Память Сщмч. Димитрия пресвитера

Память Сщмч. Димитрия пресвитера

Пав­ский Ди­мит­рий Алек­сан­дро­вич, про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник, ро­дил­ся в 1874 г. в потом­ствен­ной свя­щен­ни­че­ской се­мье, про­жи­вав­шей в Твер­ской гу­бер­нии. Рос весь­ма лю­бо­зна­тель­ным и спо­соб­ным ре­бен­ком, очень ин­те­ре­со­вав­шим­ся цер­ков­ной ис­то­ри­ей. Со вре­ме­нем окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем — се­ми­на­рию. В 1899 г. со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В 1903 г. его ру­ко­по­ло­жи­ли во иереи и на­зна­чи­ли в Мин­скую епар­хию.

В про­дол­же­ние несколь­ких лет о. Ди­мит­рий яв­лял­ся на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Мин­ской епар­хии. На этом по­при­ще он про­явил се­бя с са­мой луч­шей сто­ро­ны. За ра­чи­тель­ное ис­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на него обя­зан­но­стей в 1911 г. его воз­ве­ли в сан про­то­и­е­рея, в том же го­ду на­зна­чив на­сто­я­те­лем Мин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра свв. апп. Пет­ра и Пав­ла. Слу­жа в со­бо­ре, о. Ди­мит­рий од­новре­мен­но пре­по­да­вал в Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, чи­тая в ней кур­сы: об­ли­чи­тель­но­го бо­го­сло­вия и ис­то­рии рас­ко­ла.

При неяс­ных об­сто­я­тель­ствах по­сле ре­во­лю­ции о. Ди­мит­рий по­ки­да­ет ка­фед­раль­ный со­бор и ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем церк­ви Св. Ду­ха в Остро­шиц­ком Го­род­ке б. Мин­ско­го уез­да.

Впер­вые его аре­сто­ва­ли в 1931 г. за то, что он не по­же­лал от­речь­ся от са­на свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Фор­маль­но же о. Ди­мит­рию предъ­яви­ли об­ви­не­ние в аги­та­ции про­тив об­ра­зо­ва­ния кол­хо­зов. Осуж­ден­ный Остро­шиц­ко-Го­ро­дец­ким на­род­ным су­дом, он был при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре.

До­сроч­но осво­бож­ден­ный из ла­ге­ря, о. Ди­мит­рий пе­ре­ехал на жи­тель­ство в Твер­скую гу­бер­нию, от­ку­да был ро­дом, и за­нял там ме­сто на­сто­я­те­ля при­ход­ской церк­ви с. Улья­но­ве По­го­рель­ско­го рай­о­на. Здесь в июле 1937 г. его аре­сто­ва­ли вто­рой раз, предъ­явив со­вер­шен­но на­ду­ман­ное об­ви­не­ние в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной шпи­он­ской де­я­тель­но­сти».

Вез­де, где бы ни слу­жил о. Ди­мит­рий Пав­ский, он поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, лю­бо­вью и ува­же­ни­ем сре­ди ве­ру­ю­щих. В су­ро­вое вре­мя го­не­ний на Цер­ковь о. Ди­мит­рий неред­ко от­кры­то вы­ска­зы­вал свои взгля­ды на про­ис­хо­дя­щее. До нас до­шли неко­то­рые из его вы­ска­зы­ва­ний, в от­дель­ных чер­тах пе­ре­да­ю­щие жи­вой об­лик это­го пас­ты­ря. Од­на­жды во вре­мя про­по­ве­ди о. Ди­мит­рий об­ра­тил вни­ма­ние ве­ру­ю­щих на то, сколь ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в об­ще­стве по­лу­чил грех ко­щун­ства, по­яс­нив, что этот грех вы­ра­жа­ет­ся в неува­жи­тель­ном от­но­ше­нии к свя­тыне и свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Неза­дол­го до про­по­ве­ди мест­ные маль­чиш­ки, одер­жи­мые но­вой идео­ло­ги­ей, за­бро­са­ли его кам­ня­ми на пу­ти в цер­ковь. Отец Ди­мит­рий ска­зал то­гда, что де­тям этот грех про­стит­ся по их нера­зу­мию, а вот взрос­лые, вос­пи­тав­шие по­доб­ным об­ра­зом де­тей, от­ве­тят пе­ред Бо­гом. Вско­ре вла­сти ре­ши­ли за­брать у мест­ной церк­ви сто­рож­ку, пе­ре­обо­ру­до­вав ее под по­ме­ще­ние для ап­те­ки. По это­му во­про­су о. Ди­мит­рий, сов­мест­но с при­хо­жа­на­ми, был вы­зван в сель­со­вет. Там он на­от­рез от­ка­зал­ся пе­ре­дать сто­рож­ку вла­стям, под­дер­жав ве­ру­ю­щих, про­ти­вя­щих­ся рас­хи­ще­нию цер­ков­но­го иму­ще­ства под мни­мо бла­го­вид­ным пред­ло­гом. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ние то, как о. Ди­мит­рий от­но­сил­ся к та­ин­ствам Церк­ви. Сре­ди при­хо­жан, жив­ших в бра­ке, к ис­по­ве­ди он при­ни­мал толь­ко тех, ко­то­рые бы­ли по­вен­ча­ны.

Ча­шу тер­пе­ния вла­стей пе­ре­пол­нил мо­ле­бен, от­слу­жен­ный о. Ди­мит­ри­ем в июне 1937 г. по слу­чаю силь­ной за­су­хи. Вско­ре по­сле мо­леб­на по­шел силь­ный дождь… Ве­ру­ю­щие со сле­за­ми на гла­зах го­во­ри­ли друг дру­гу: «По­мо­ли­лись, и Гос­подь дал до­ждя!» 23 июля 1937 г. о. Ди­мит­рия аре­сто­ва­ли.

На до­про­се он вел се­бя с уди­ви­тель­ным спо­кой­стви­ем, с яс­ным со­зна­ни­ем то­го глу­бо­ко­го, незем­но­го смыс­ла, ко­то­рым бы­ло ис­пол­не­но его стра­да­ние. Его до­пра­ши­ва­ли все­го один раз. По­сле это­го в ви­ду пред­взя­то­сти за­да­ва­е­мых во­про­сов он от­ка­зал­ся о чем-ли­бо раз­го­ва­ри­вать со «сле­до­ва­те­лем». Ви­нов­ным се­бя ни в чем не при­знал и на до­про­се ни­ко­го не ого­во­рил.

Про­то­и­е­рея Ди­мит­рия Пав­ско­го рас­стре­ля­ли 14 ав­гу­ста 1937 г. 28 ок­тяб­ря 1999 свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий был про­слав­лен Си­но­дом Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви как мест­но­чти­мый свя­той. На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о по­все­мест­ном его по­чи­та­нии.

По ма­те­ри­а­лам: Кри­во­нос Фе­о­дор, свящ. Свя­щен­но­му­че­ни­ки Мин­ской епар­хии XX в.

Написать комментарий