Святые отцы о благочестии

Святые отцы о благочестии

...Благочестие не есть название одной какой-либо добродетели, но наименование всех заповедей, от слова благочествовать, т. е. хорошо служить (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 16).

***
Убогий, не имеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию пред Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти (прп. Антоний Великий, 85, 87).

***
Благочестивая душа знает Бога всяческих, ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю  Божию, а это и значит знать Бога... (прп. Антоний Великий, 85, 90).

***
...Как искусства, так и уразумение благочестия усовершаются чрез постепенные приращения, то вводимым в познание ничем не должно пренебрегать. А кто проходит без внимания первые начатки, как нечто маловажное, тот никогда не достигнет мудрости совершенных (свт. Василий Великий, 7, 198).

***
Когда любовь к благочестию поселится в душе, тогда все виды браней для нее смешны и все терзающие ее за любимый предмет более услаждают, нежели поражают (свт. Василий Великий, 8, 236).
***
...Чем для живущих в страстях наслаждение вожделенно, в том образующимся в благочестии необходимо воздержание (свт. Василий Великий, 9, 115).

***
...Невозможно подвести под одно правило всех находящихся в училище благочестия (свт. Василий Великий, 9, 119).

***
...Выказывайте благочестие менее словом, а более делом, и обнаруживайте любовь свою к Богу более  соблюдением заповедей Его, нежели удивлением к Законодателю... (свт. Григорий Богослов, 12, 14).

***
Благочестие состоит не в маловажных вещах и в любомудрии, не в угрюмости, но в твердости души и чистоте ума и в искренней наклонности к добру (свт. Григорий Богослов, 13, 278).

***
Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный возращает и приводит в зрелость семя благочестия... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 59).

***

...Ни пол, ни слабость телесная, ни возраст и ничто другое подобное не может препятствовать шествующим по пути благочестия, если мужественная готовность, бодрое настроение духа и горячее и пламенное чувство страха Божия вкоренены в душах наших (свт. Иоанн Златоуст, 46, 633).

***

За благочестивых людей сражаются: ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников (свт. Иоанн Златоуст, 50, 710).

***

Живущие благочестиво бывают непрестанно гонимы, если не от людей, то от демонов, а это есть тягчайшее гонение (свт. Иоанн Златоуст, 53, 230).

***

Благочестивый не хочет казаться благочестивым и не принимает на себя такого вида, хотя бы ему грозило подвергнуться из-за этого презрению; а обманщик, у которого обман составляет ремесло, представляется весьма благочестивым, так что его трудно распознать. От этого бывает, что тот, кто делает добро людям по-видимому неблагочестивым, попадает на благочестивых, а кто ищет почитаемых благочестивыми, часто попадает на неблагочестивых (свт. Иоанн Златоуст, 55, 231).

***

Как благовонное миро не удерживает благоухания в себе самом, но разливает его далеко и, растворяя им воздух, услаждает чувства близстоящих, так точно благородные и досточтимые мужи не могут скрыть своих доблестей в себе самих, но чрез распространяющуюся о них славу многим приносят пользу, делая их лучшими (свт. Иоанн Златоуст, 55, 483).

***

...Упражнение в благочестии приносит плод и в будущей жизни: и здесь и там доставляет утешение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 700).

***

...Спасительная Кровь есть училище для всей вселенной: ничто нас так не наставляет в благочестии, как Кровь Владычня, говорящая истиною как бы языком (свт. Иоанн Златоуст, 55, 910).

***

...Если же случится что-нибудь, наносящее вред благочестию, то, хотя бы пришлось претерпеть тысячи смертей, ни от чего не будем уклоняться (свт. Иоанн Златоуст, 56, 846).

***

Подобно свиньям, попирающим ногами жемчуг, благочестие для грешников омерзительно (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1189).

***

Принадлежность звезды — свет, что около ее, а благочестивого и богобоязненного принадлежность — нищета и смирение (прп. Исихий Иерусалимский, 86, 183).

***

Слово есть нечто божественное, но божественнее добродетель и всего божественнее благочестие. Посему, кто украшен словом, делом и верою, тот непревосходим, славен и достоин высочайшего блаженства; а кто скуден в чем-либо из этого, тот в такой степени низок, в какой требует сего мера недостающего (прп. Исидор Пелусиот, 62, 169).

***

Как искусный музыкант, если нет у него лиры, не выкажет своего искусства, так и благочестие, не выказываемое посредством дел, как посредством орудий, представляется мертвым и недейственным не только по суду мирских  ученых, но и по словам Божественных Писаний, ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26) (прп. Исидор Пелусиот, 63, 238).

***

Скорбь по Богу есть неотъемлемая принадлежность благочестия, ибо истинная любовь испытывается противностями (прп. Марк Подвижник, 85, 526).

***

Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй — согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения. Ибо неисправленное здесь приличными средствами примирения (с Богом) по необходимости навлекает на нас тамошний суд. Разве только Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильною Своею благодатию изгладит грехи наши (прп. Марк Подвижник, 85, 526).

***

Соделаем себя сообразными с правилами благочестия, чтоб уклонившись в страсти, не отпасть от упования (авва Фалассий, 87, 338).

***

Вводимому на путь благочестия не должно руководствоваться одною благостью к исполнению заповедей, но и памятованием о строгости судов Божественной правды почаще быть возбуждаемому на подвиги, чтоб как любовью вожделевать Божественное, так страхом воздерживаться от худого (прп. Максим Исповедник, 87, 248).

***

Благочестие настоящее состоит не в том только, чтобы не делать зла, но чтобы и не помышлять о нем (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 562).

***

...«В церкви стояла, как кочерга, дома — как деревяшка!» А наружно все же были вы самой благочестивой. Вот это и есть кислое благочестие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 12).

Написать комментарий