Преподобномученик Стефан Кусков

Преподобномученик Стефан Кусков

Пре­по­доб­но­му­че­ник Сте­фан (в ми­ру Сте­пан Ива­но­вич Кус­ков) ро­дил­ся 10 де­каб­ря 1870 го­да в го­ро­де Выш­нем Во­лоч­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье вла­дель­ца то­кар­ной ма­стер­ской. Окон­чив шко­лу, Сте­пан по­сту­пил в мо­на­стырь, где нёс по­слу­ша­ние пев­че­го. В 1898 го­ду он при­нял ино­че­ский по­стриг.

Граж­дан­ская сму­та, на­чав­ша­я­ся по­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да, за­ста­ла Сте­па­на в го­ро­де Пет­ро­пав­лов­ске. От­ре­зан­ный от Твер­ской епар­хии ли­ни­ей фрон­та, он устро­ил­ся в хра­ме пса­лом­щи­ком. Го­род за­хва­ты­ва­ли то крас­ные, то бе­лые; неко­то­рые свя­щен­ни­ки ухо­ди­ли с от­сту­пав­ши­ми ча­стя­ми бе­лых, дру­гие при­ни­ма­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук боль­ше­ви­ков; свя­щен­ни­ков ста­ло не хва­тать, и мо­нах Сте­фан был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. По­сле ухо­да бе­лых из Пет­ро­пав­лов­ска он пе­ре­брал­ся сна­ча­ла на Ку­бань, а за­тем вер­нул­ся на ро­ди­ну, в Твер­скую епар­хию, где был на­прав­лен слу­жить в храм се­ла Ни­коль­ско­го Бе­ло­ому­тов­ско­го рай­о­на.

С те­че­ни­ем вре­ме­ни вла­сти все уси­ли­ва­ли пре­сле­до­ва­ния ве­ру­ю­щих и ду­хо­вен­ства. В 1934 го­ду по­сле Пас­хи о. Сте­фан по обык­но­ве­нию хо­дил по до­мам ве­ру­ю­щих кре­стьян с мо­леб­на­ми. До это­го вла­сти не воз­ра­жа­ли, но на этот раз сель­со­вет при­гро­зил свя­щен­ни­ку: ес­ли он бу­дет хо­дить по до­мам, они аре­сту­ют его.

В 1936 го­ду со­вет­ская власть на­ча­ла но­вое го­не­ние, на­прав­лен­ное су­гу­бо про­тив Пра­во­слав­ной Церк­ви. Мно­гие ар­хи­ереи и ду­хо­вен­ство бы­ли ли­ше­ны ре­ги­стра­ции, и тем са­мым им бы­ло за­пре­ще­но слу­жить в хра­мах под угро­зой немед­лен­но­го аре­ста. По­те­рял ме­сто в хра­ме и о. Сте­фан.

Он был аре­сто­ван од­ним из пер­вых по­сле то­го, как го­су­дар­ство при­ня­ло ре­ше­ние об ис­треб­ле­нии пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков. На сле­ду­ю­щий день по­сле его аре­ста, 7 ав­гу­ста 1937 го­да, сле­до­ва­тель до­про­сил хо­зяй­ку до­ма, у ко­то­рой о. Сте­фан сни­мал ком­на­ту. Она ска­за­ла, что слы­ша­ла от свя­щен­ни­ка, как он жа­ло­вал­ся на совре­мен­ную жизнь, го­во­ря, что вла­сти взде­ва­ют­ся над на­ро­дом, за­став­ляя его ра­бо­тать день и ночь, ху­же чем на бар­щине.

Вто­рым и по­след­ним в ка­че­стве сви­де­те­ля был до­про­шен пред­се­да­тель сель­со­ве­та, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го рас­по­ла­гал­ся храм, где слу­жил о. Сте­фан. Тот по­ка­зал, что о. Сте­фан хо­дил по до­мам в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки, хо­тя ему это де­лать бы­ло за­пре­ще­но; неиз­вест­но, что он го­во­рил, по­се­щая кре­стьян, но мож­но пред­по­ло­жить, что он вёл сре­ди них ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, так как по­ли­ти­че­ские кам­па­нии в де­ревне уда­ёт­ся про­во­дить с боль­шим тру­дом.

По­сле это­го сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.

— След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, воз­буж­да­ли ве­ру­ю­щих про­тив со­вет­ской вла­сти, — ска­зал он.

— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся, — от­ве­тил свя­щен­ник.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы хо­ди­ли по дво­рам на­се­ле­ния под ви­дом со­вер­ше­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов и ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию о ско­рой войне и па­де­нии со­вет­ской вла­сти.

— По дво­рам ве­ру­ю­щих я дей­стви­тель­но хо­дил для со­вер­ше­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, за что ме­ня пред­се­да­тель сель­со­ве­та за­дер­жал и за­пре­тил хо­дить, но аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти я не вёл и в этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы зна­е­те о на­ли­чии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, ру­ко­во­ди­мой быв­ши­ми по­ме­щи­ка­ми. Пред­ла­гаю дать по это­му во­про­су от­кро­вен­ные по­ка­за­ния.

— Све­де­ния о на­ли­чии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции мне неиз­вест­ны, а так­же ни­ка­ких по­ме­щи­ков я не знаю.

В тот же день сле­до­ва­тель со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром пи­сал, что свя­щен­ник «ве­дет по­встан­че­скую аги­та­цию, си­сте­ма­ти­че­ски ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди кол­хоз­ни­ков о ско­рой войне и ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти».

13 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Сте­фа­на к рас­стре­лу. Он был рас­стре­лян 17 сен­тяб­ря 1937 го­да.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


     Игу­мен Да­мас­кин.

     «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия».

Написать комментарий