Святые отцы о ревности по Богу

Святые отцы о ревности по Богу

Будем бодрствовать и постоянно возгревать благую ревность в доме ума нашего, чтобы не назвали нас нерадивыми и ленивыми. Над ревностным и бодренным страсти никогда не возьмут верха. Если и падет он когда, по козням искусителя, ревность и бодренность тотчас восстановляет его (прп. Антоний Великий, 89, 61).

***

Когда есть в человеке эта прекрасная ревность и благопопечение, то она от всех падений и повреждений восставляет и предостерегает его, так что человек такой бывает местом упокоения Духу Святому и, счастливо совершив путь свой, удостаивается в мире внити в покой святых (прп. Антоний Великий, 89, 62).

***

...Ревность... надобно возгревать... Во-первых, памятью о смерти... Всем напечатлеть в уме и сердце, что этот день, который мы проживаем, есть последний. Во-вторых, приведением на мысль того, что будет по смерти (прп. Антоний Великий, 89, 125).

***

Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние в (деле) Божием (прп. авва Исаия, 59, 11).

***

Будь горящ духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном (прп. Ефрем Сирин, 30, 204).

***

<Бог> — сокровище милости, требует от нас хотя малой ревности, и вскоре одаряет и обогащает тех, которые ищут Его с полным сокрушением (прп. Ефрем Сирин, 30, 365-366).

***

Приидите, братия мои, будем ревностны в посте, в молитвах, в чистой любви, чтобы вместе с постниками и благословенными праведниками взойти нам на небо и возлечь на Вечери блаженств (прп. Ефрем Сирин, 33, 297).

***

...Если кто по природе ревнив или предался этой страсти по какому-нибудь несправедливому предлогу, то скажи мне, что может быть злосчастнее такой души? Сравнивая войну и бурю с такой семьей, ты можешь найти здесь верное пособие: все полно печали, подозрения, несогласия и смятения. Одержимый этим неистовством нисколько не лучше бесноватых или больных сумасшествием: так часто он бросается, отступает, и раздражается на всех, и беспрерывно вымещает свой гнев на людях, просто присутствующих и ни в чем неповинных, будь ли то раб, или сын, или кто другой. Всякое удовольствие исчезает и все наполняется унынием, скорбию и неудовольствием <...> Эта болезнь обыкновенно производит не только уныние, но и невыносимое раздражение... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 345—346).

***

...До смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя (свт. Иоанн Златоуст, 45, 25).

***

Так как он <Авраам> еще в раннем возрасте ни в чем не последовал заблуждениям отца, но показал ревность к угождению Богу, то еще в земле халдейской удостоился небесного посещения (свт. Иоанн Златоуст, 47, 389).

***

Когда ревность тратится на дела излишние, тогда душа делается бессильною к произведению зрелого и совершенного плода благочестия (свт. Иоанн Златоуст, 48, 499).

***

...Как огонь, чем больше объемлет дров, тем сильнее становится, так и ревность, чем больше возбуждает благочестивых помыслов, тем больше вооружается против остального рода мыслей (свт. Иоанн Златоуст, 52, 82).

***

...Богу приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (Божество бесстрастно), но чтобы все знали, что Бог все делает не ради чего-либо другого, а ради тех самих, о ком ревнует, и не для того, чтобы получить Самому какую-нибудь прибыль, а чтобы их спасти (свт. Иоанн Златоуст, 53, 663).

***

...Ревность человеческая... имеет целью собственное успокоение, не то чтобы не были оскорблены любимые, но чтобы любящие не потерпели чего, и не потеряли уважения, или не унизились в глазах любимых... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 663).

***

Ревнивы те души, которые сильно пламенеют к любимым ими; и ревность может рождаться не иначе, как от сильной любви (свт. Иоанн Златоуст, 53, 663).

***

Бывает ревность... похвальная, когда кто-нибудь ревнует подражать другому в добродетели; но бывает ревность и злая — желание отклонить добродетельного от добродетели... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 789).

***

Не словесное провозглашение, но деятельное служение дает в человеке видеть ревнителя божественных наставлений (прп. Исидор Пелусиот, 60, 117).

***

То, что праведно, должно исхищать из рук поносящих то и попирающих с безгневным воодушевлением; потому что ревность по благочестию одерживает победу не ненавидением (гневным), а обличением и убеждением (любовным) (блж. Диадох, 91, 10).

***

...Против... беса, чрезмерную ревность возбуждающего, будем бороться усугублением смирения и любви... (блж. Диадох, 91, 72).

***

За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу различными и несказанными искушениями (прп. Иоанн Карпафский, 91, 81).

***

...Добродетель, без которой не производится доброе... называется ревностью... (прп. Исаак Сирин, 58, 150).

***

Огонь не возгорается в сырых дровах; и божественная горячность не возжигается в сердце, любящем покой (прп. Исаак Сирин, 58, 285).

***

...Дерзновение бывает следствием преспеяния в добродетелях и доброй совести (прп. Исаак Сирин, 58, 375).

***

Ощутивши пламень <ревности по Богу>, беги; ибо не знаешь, когда он угаснет, и оставит тебя во тьме (прп. Иоанн Лествичник, 57, 14).

***

Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не выказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким-либо, ни гадательным знаком (прп. Иоанн Лествичник, 57, 46).

***

...Сокровенной даже ревности последуй не иначе, как если ты уже перестал уничижать ближнего... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 46—47).

***

Ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не подвергнуться самим еще большему осуждению (прп. Иоанн Лествичник, 57, 50).

***

Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам (прп. Иоанн Лествичник, 57, 204).

***

На все стремительно готовый в братстве и по душевным подвигам, и по телесным трудам, как звезда небесная светит и световодит многих (прп. Феодор Студит, 92, 32-33).

***

Будьте же тверды и утверждайтесь еще и еще, паче и паче, действуя усерднее, живее... (прп. Феодор Студит, 92, 142).

***

Ревность, как огнь, да горит в утробах наших, и ничто не устоит перед очами нашими, но побегут даже и бесы... (прп. Феодор Студит, 92, 157).

***

Добр убо пост, потому что укрощает страсти и плоть подчиняет духу; добры слезы, потому что омывают сердце от грехов и чистым его представляют Богу; добра молитва, потому что окрыляет ум и соделывает его собеседником с Богом; добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего; добра ревность, потому что облегчает труды и юным делает дух, и старца располагает с юношескою быстротою действовать.

Будем же благодушны и ревностны: когда время псалмопения, усердно поспешим на него; когда время работы, будем работать усильно; когда время молчания, помолчим разумно; когда время беседования, поговорим в меру; одним словом, будем все делать благообразно и по чину, как нам заповедано, удерживая себя от всякой смуты и задора (прп. Феодор Студит, 92, 536).

***

...Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 456).

***

Не хочет Бог, чтобы делание ревностных подвижников оставалось не искушенным, но чтобы подвергалось большим испытаниям. Почему напускает на них огонь искушений и на время скрывает даемую им свыше благодать, а духам злобы иной раз попускает взволновывать тишину помыслов их, чтобы видеть склонение души, кому она больше угодить хочет, — Творцу ли и благодетелю своему, или мирскому чувству и сласти удовольствия чувственного... (прп. Никита Стифат, 93, 115).

***

Как разнообразие яств возбуждает желание ко вкушению их, так разнообразные виды добродетелей (духовных совершенств) пробуждают ревность ума (к стяжанию их). Почему шествуя мысленным путем, повторяй слова молитвы и беседуй с Господом, непрестанно вопия и не унывая... (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 172).

***

...Ревнитель о совершенстве в духе удобно отклонится не от дел только лукавых, но и от помыслов страстных и от мечтаний неподобных... Говорит святой Исаак: «Страшен бесам и вожделен Богу и Ангелам Его, кто с пламенною ревностию искореняет возращаемое в нем от врага терние» (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 381).

***

Блюди себя от помыслов, которые представляются святыми и разжигают неразумную по ним ревность, о которых иносказательно говорит Господь: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их (Мф. 7, 15). Плод же есть томление и крушение духа. Ведай, что все, что удаляет тебя от смирения и от внутреннего мира и спокойствия, под каким бы то красным видом ни представлялось, все это — лживые пророки, которые, прикрываясь овчею одеждою, т. е. лицемерною ревностью облагодетельствовать ближнего безразборно, суть воистину волки хищные, похищающие у тебя смирение, мир и спокойствие, столь необходимые для всякого, кто желает прочно успевать в духовной жизни. И чем более какое дело по видимости представляется окрашенным святостью, тем строжайшему должно оно быть подвергнуто тобой исследованию, без задора, однако же, и тревожности. Если случится иной раз впасть при этом в ошибку, не поддавайся малодушию, но смирись пред Богом и, сознав немощь свою, возьми из сего урок на будущее время. Ибо, может быть, Бог попустил это, чтобы смирить в тебе какую-либо черту гордыни, сокрытой в тебе и тебе самому неведомой (прп. Никодим Святогорец, 70, 262).

***

...Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности — безрассудной и душевредной (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 275).

***

...Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 278).

***

Пока есть ревность, присуща и благодать Святаго Духа. Она — огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные — молитва... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 24—25).

***

...Есть ревность по Богу? Значит, есть жизнь Христова в вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 24).

***

Бывает <охлаждение ревности> вследствие излишнего напряжения душевных сил, бывает и вследствие упадка сил телесных или нездоровья (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 149).

*********

Авва Лот пришел к авве Иосифу и говорит ему: «Авва! По силе моей держу себя нескверным от помыслов; итак, что мне еще делать?» Старец же, вставши, простер руки свои к небу, — и десять пальцев его были, как десять огненных свечей. И сказал ему: «Если хочешь, то будь весь огнем» (98, 39).

***

Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво прийти из пустыни в Александрию. Придя в город, авва увидал там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили: «Отчего ты заплакал?» «Две вещи тронули меня, — отвечал старец. — Во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что у меня нет столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям» (97, 227).

***

Блаженный Иоанн Колов оставил мир в юном возрасте и с родным братом Даниилом удалился в скит, где оба приняли монашество. Они поместились на жительство в одной келье и подвизались в посте и молитве. Через некоторое время Иоанн сказал брату: «Я решил нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищи и пития, приготовленных на огне, но хочу пребывать в этой пусты не без попечения, подобно бесплотному ангелу». Сказав это, он тотчас снял бывшую на нем одежду и нагой вышел из кельи в пустыню. В эту ночь случился сильный мороз. Не стерпев его, Иоанн возвратился в келью к брату своему и начал стучаться в дверь. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса. Потом сотворил молитву и сказал: «Кто там стучится так настойчиво в мою дверь?» Иоанн отвечал: «Это я, брат твой Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе». Даниил отвечал на это: «Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты мой брат? Разве не знаешь, что брат мой — ангел, что он небрежет о теле, не нуждается в пище? Уйди от меня!» Тогда Иоанн сотворил молитву и сказал: «Я брат твой, Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть». Когда он покаялся, брат отворил дверь и принял его в келью и при этом сказал ему: «Брат, на тебе плоть. Для нее ты должен трудиться, доставляя пищу и питие» (106, 285—286).

***

Авва Христофор поведал: «После отречения от мира, чадо мое, я имел горячую иноческую ревность; днем я пел каноны, по ночам уходил в пещеру, туда, где покоятся святой Феодосий и прочие святые отцы, и там молился. Входя в пещеру, на каждой ступени я полагал по сто земных поклонов, а всех ступеней восемнадцать. Пройдя все ступени, я оставался там до тех пор, пока не ударяли в било. Тогда я возвращался к службе. Таким образом я провел десять лет в посте, великом воздержании и подвиге. Однажды, по обычаю, прихожу в пещеру. Исполнив все поклоны по ступеням, я хотел было сойти на пол пещеры, как вдруг пришел в восторженное состояние.

Я увидел, что весь пол пещеры наполнен свечами. Одни горели, а другие — нет. Два мужа в белых мантиях приготовляли эти свечи. «Зачем вы наставили столько свечей, — спросил я, — так что и войти нельзя помолиться?» «То свечи отцов!» — отвечали мне. — «Почему же одни горят, а другие нет?» — «На то их воля: желающие зажгли свои». — «Сделайте милость, горит ли моя свеча?» «Молись, и мы ее зажжем», — было мне ответом. «Молись! — подхватил я. — Да что же я делал даже до последнего часа?!» Но тут я пришел в себя и огляделся, но никого больше не увидел. Тогда сказал сам себе: «Христофор, если желаешь спастись, должен усилить свой подвиг».

Утром я удалился из монастыря и ушел на гору Синай, не взяв ничего, кроме одежды, которую носил. Там я подвизался пятьдесят лет... Наконец слышу голос: «Христофор, Христофор, возвратись в обитель, где ты подвизался добрым подвигом, чтобы окончить жизнь вместе с отцами твоими». И спустя немного времени после этой беседы святая душа его с радостью почила о Господе (102, 126).
 

Написать комментарий