Целомудрие еретиков хуже всякого распутства

Целомудрие еретиков хуже всякого распутства


***

Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания... (авва Евагрий, 89, 579—580).

***

Целомудренное сердце есть пристанище созерцаний (авва Евагрий, 89, 602).

***

...Если любишь целомудрие, воздерживай чрево, — не давал ему в сытость хлеба, и скудостию воды удручая его (авва Евагрий, 89, 634).

***

...Без трудов никогда нельзя сохранить целомудрие, но для этой победы нужно нам много страдания и усилий... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 255).

***

Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякого распутства. Последнее причиняет обиду людям, а первое восстает против Бога и оскорбляет бесконечную премудрость; такие сети расставляет диавол своим служителям (свт. Иоанн Златоуст, 44, 299).

***

Хочешь быть целомудренным? Бегай не только блуда, но и нескромного взгляда (свт. Иоанн Златоуст, 45, 177).

***

...Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 319).

***

От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ (свт. Иоанн Златоуст, 46, 211).

***

...Невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 211).

***

Дивно целомудрие; но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружною красотою (свт. Иоанн Златоуст, 46, 235).

***

...Если мы изберем целомудрие, то не станем обращать внимания на то, что эта добродетель соединена с трудом, или что девство требует великого подвига, но помыслим об ожидающем нас наследии; рассуждая всегда об этом, будем обуздывать порывы злых пожеланий, побеждать влечения плоти и облегчать тяжесть трудов надеждою воздаяния (свт. Иоанн Златоуст, 47, 398).

***

...Если <кто> научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великою любовью и иметь с нею большое согласие; а с миром и согласием войдут в тот дом все блага (свт. Иоанн Златоуст, 47, 789).

***

...Ничто так не украшает юного возраста, как венец, целомудрия, и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства (свт. Иоанн Златоуст, 47, 789).

***

...Целомудрие есть небесное приобретение, удел ангелов, дар Божий... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 951).

***

То и достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным. Чудно то, чтобы среди волнения наслаждаться тишиною, в пещи не сгорать, в юности не предаваться распутству (свт. Иоанн Златоуст, 50, 516).

***

...Могу указать многих таких, которые по природе отвращаются от общения с женщинами и убегают, как чего-нибудь скверного, самой беседы с ними; но скажи мне, называть ли их за то целомудренными и будем ли мы их увенчивать и прославлять? Никак. Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою (свт. Иоанн Златоуст, 51, 234).

***

...Целомудрие имеет помощника в благодати Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос (свт. Иоанн Златоуст, 52, 900).

***

...Целомудренный по необходимости не есть еще целомудренный, потому что стал таким по необходимости (свт. Иоанн Златоуст, 54, 931).

***

Не стыдно ли, не крайне ли бессовестно говорить: если не дашь мне награды, то я и не буду целомудренным? Могу сказать на это вот что: хотя бы ты и сохранил целомудрие, ты никогда не будешь целомудренным, если делаешь это из-за награды; ты ведь нисколько не ценишь добродетели, если не любишь ее за нее саму (свт. Иоанн Златоуст, 55, 125).

***

...Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями (свт. Иоанн Златоуст, 55, 508).

***

Чистота целомудрия, укрепив праотцев наших, сделала их непоколебимыми столпами вселенной, с одной стороны, возносящими молитвы на небо, с другой — на земле врачующими души людей. Блаженный Моисей, укрепив себя целомудрием, сделался столпом спасения для евреев в Египте и первенцев египетских погубил, а светоносных сынов еврейских сделал блаженными. ...Иисус Навин, имея целомудрие своим неразлучным спутником, повелевал и небесным светилам: он ведь остановил течение солнца, удержал луну на месте и растянул длину дня (свт. Иоанн Златоуст, 55, 895).

***

Мудрейший Даниил, препоясавший себя целомудрием как обоюдоострым мечом, задушил хищных волков и агницу Хелкиеву сохранил невредимою, так что ни прекрасное руно ее целомудрия не было повреждено нечистым поцелуем, и грудь ее не осквернилась губительным мечом греха (свт. Иоанн Златоуст, 55, 895—896).

***

...Святейшие три отрока, неразлучные с целомудрием, будучи брошены в огненную печь, победили бушевавшее в ней пламя (свт. Иоанн Златоуст, 55, 896).

***

...Будем устраняться от уязвлений, причиняемых блудною красотою, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия; пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистою жизнию, чистым сохраним тело, храм обитания Духа; сделаем на нем надпись, содержащую страшную угрозу распутным: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17) (свт. Иоанн Златоуст, 55, 989).

***

...Поелику для успеха во всех добродетелях и для преодоления всех пороков необходима благодать Божия, и от нее зависит победа, то для этой добродетели (чистоты) преимущественно нужна особенная помощь Божия и особенный дар, как это из учения отцов и из самого опыта очищения (от плотской скверны) ясно открывается тем, которые заслужили приобресть его. Ибо не чувствовать жала (похоти) плоти некоторым образом значило бы пребывающему в теле выйти из плоти, и облеченному бренною плотию стать выше природы. И потому невозможно человеку, так сказать, на своих крыльях взлететь к столь высокой небесной награде, если благодать Божия даром целомудрия не возведет его от грязи земной. Ибо плотяные люди никакою добродетелию так близко не уподобляются духовным ангелам в образе жизни, как заслугою и благодатию целомудрия, посредством коего, еще пребывая на земле, они имеют... жительство на небесах (см.: Флп. 3, 20), которое, по отложении плотского тления, по обетованию будут иметь в будущей жизни святые, которые уже и здесь в бренной плоти владеют им (прп. Иоанн Кассиан, 56, 76).

***

...Нельзя приобресть этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения в сердце... (прп. Иоанн Кассиан, 56, 82).

***

Сколь велика небесная награда целомудрию, тем большим оно подвергается наветам врагов. И потому мы должны ревностнее подвизаться не только в воздержании тела, но и в сокрушении сердца с частыми молитвенными воздыханиями, чтобы печь плоти нашей, которую вавилонский царь постоянно разжигает возбуждением плотской похоти, угасить росою Святаго Духа, нисходящею в наши сердца (прп. Иоанн Кассиан, 56, 82).

***

...Тот, кем обладает дух гордости, или кто похулит Бога, как причиняющий обиду Тому, от Кого надобно ожидать дара чистоты, лишается непорочности и не заслуживает святости целомудрия (прп. Иоанн Кассиан, 56, 155).

***

...Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа (прп. авва Херемон, 56, 383).

Написать комментарий