О чтении Священного Писания

О чтении Священного Писания

От незнания Писания – всякое зло.
Мы выходим на войну без оружия – и как нам спастись?
Легко спастись с Писанием, а без него невозможно.
 
Ныне ваши дети любят песни сатанинские и пляски, 
подражая поварам, пекарям и танцовщикам, псалма же никто ни одного не знает…
 
Не от природы вещей происходит наше смущение душевное, 
а от немощи нашего духа… Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа…
 
Святитель Иоанн Златоуст (347-407).
Как лишенный естественного света не может идти нужной дорогой; так и неосвещенный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно грешить во многом, потому что бродит в глубокой тьме.
Будем внимать Писаниям. И если не другое что, то, по крайней мере, Евангелие да будет для нас предметом особенного внимания, да будет всегда в наших руках. Ведь только что откроешь эту книгу, тотчас видишь перед глазами имя Христово и тотчас услышишь слова: «Рождество Христово было так…» (Мф.1, 18). А кто услышит это, тотчас пожелает девства, подивится рождению, отрешится от земли… Если же ты продолжишь чтение до конца, то тотчас отвергнешь и все житейское и будешь смеяться над всем земным. Если ты богат – за ничто почтешь богатство, когда услышишь, что Она, обрученная плотнику и происшедшая из смиренного дома, соделалась Матерью твоего Владыки. Если ты беден, не будешь стыдиться своей бедности, когда узнаешь, что Творец мира не устыдился беднейшего дома. Помышляя об этом, ты не станешь похищать, не будешь лихоимствовать, не станешь брать того, что принадлежит другим; напротив, скорее сам сделаешься любителем бедности и будешь презирать богатство. А достигнув этого, ты избежишь всякого зла.
Кто знает Священное Писание, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому домостроительству Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писании. Ибо не исследовать всего и не домогаться познания всего – это ясный признак знания…
Постоянное духовное песнопение и чтение Писания – это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания – для души голод и пагуба.
О том, как полезно для детей слышание слова Божия
3-я беседа на Евангелие от Иоанна
Когда вы водите детей на зрелища, то не находите препятствия к этому ни в науках, ни в другом чем-нибудь. А когда надобно собрать и получить какую-нибудь духовную пользу, вы это дело называете бездельным. Как же вы не прогневаете Бога, когда во всем другом упражняете своих детей и на то находите время, а занимать их делом Божиим считаете тягостным и неблаговременным для детей? Нет, не так, братие! Этот-то возраст преимущественно и нуждается в таких условиях. Возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Посему, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так легко по своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым…
И диавол, как скоро увидит, что в душе человека написан закон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона, уже не будет более приступать. …Для него и для помыслов, им влагаемых, ничто так не страшно, как мысль, занятая предметами Божественными, душа, постоянно прилежащая к сему источнику. Такую-то душу не может ни опечалить что-либо в настоящем, хотя бы было что-нибудь и неприятное, ни возгордить и надмить что-либо благоприятное – но среди бурь и волнений она будет наслаждаться тишиною. Да и не от природы вещей происходит наше смущение душевное, а от немощи нашего духа… Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа. Следовательно, если мы настроим душу так, чтобы она все легко переносила, то не будет для нас ни бури, ни потопления, а будет всегда благоприятная тишина.
9-я беседа на Послание к Колоссянам
Послушайте все вы, люди мирские и пекущиеся о жене и детях, как и вам внушает апостол больше читать Писание, и не просто, как случится, а с великим старанием: слово Христово, говорит он, да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господа (Кол.3, 16). Ибо как богатый деньгами может переносить убыток и неудачу, так и имеющий достаточные познания о догматах любомудрия легко перенесет не только бедность, но и все несчастия. …Ибо когда нам случается переносить, чего бы мы и не хотели, мы не теряем здравого рассудка, но сохраняем его постоянно…
Нет ничего мудрее подвижника добродетели. …Зная, какие дела Божии и какие – человеческие, он от одних воздерживается, а другие совершает. Знает он это и за все благодарит Бога: настоящую жизнь он вменяет ни во что и потому как не радуется в счастии, так не скорбит и в несчастии…
Послушайте, прошу вас, все привязанные к сей жизни: приобретайте книги – врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния апостолов и Евангелие – постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь – приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случится ли утрата, смерть, потеря ближних – оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше: не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме.
 От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия – и как нам спастись? Легко спастись с Писанием, а без него невозможно.
Смотри, как снисходителен Павел. Так как чтение утомительно и может наскучить, он располагает не к повествованиям, а к псалмам, чтобы ты вместе и увеселял душу пением и не замечал трудов. Псалмами, говорит, и духовными песнями. А ныне ваши дети любят песни сатанинские и пляски, подражая поварам, пекарям и танцовщикам, псалма же никто ни одного не знает: ныне такое знание кажется неприличным, унизительным и смешным (!). В этом-то и все зло, ибо на какой земле стоит растение, такой приносит и плод: на песчаной и сланцеватой – такой, на доброй и тучной – другой.
Учение есть как бы благотворный источник. Научи сына петь те преисполненные любомудрия псалмы, …прежде всего о несообщении с нечестивыми, то есть псалом в самом начале книги; ибо с сею-то целью и пророк начал с этого, говоря: блажен муж, который не идет на совет нечестивых (Пс.1, 1); и опять: не сидел я с людьми лживыми (Пс.25, 4)…
Если научишь его этому с детства, то постепенно возведешь его и выше…
Чтобы дети были воздержаны, пусть послушают, что говорит пророк: Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс.72, 27).
Также, чтобы они не были сластолюбивы, пусть опять послушают: убил, говорит, тучных их… еще пища была в устах их (Пс.77, 30-31).
Равным образом, чтобы они не были побеждаемы дарами, пусть научатся из следующего: когда богатство, говорит, умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс.61, 11);
найдут они и то, что надобно стоять выше славы: не пойдет за ним слава его (Пс.48, 18);
что не должно завидовать лукавым: не ревнуй злодеям (Пс.36, 1);
что властвование надобно вменять ни во что: видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его (Пс.36, 35-36);
что настоящее должно почитать ничтожным: блажен народ, у которого Господь есть Бог (Пс.143, 15);
что не безнаказанно грешим мы, но будет воздаяние: Ты воздашь каждому по делам его (Пс.61, 13);  
почему же не воздает ежедневно? – потому, говорит, что Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив (Пс.7, 12);
что смиренномудрие есть благо: Господи, говорит, не надмевалось сердце мое (Пс.130, 1);
а высокомерие – зло: оттого, говорит, гордость, как ожерелье обложила их (Пс.72, 6); …и опять: выкатились от жира глаза их (Пс.72, 7);
что милостыня есть благо: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки (Пс.111, 9);
что милосердие похвально: добрый человек милует и взаймы дает (Пс.111, 5).
Найдешь там много догматов любомудрия – больше, чем сколько указано, например, что злословить не должно: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс.100, 5).
Верные знают песнь вышних сил, что говорят херувимы, что говорили ангелы на земле: слава в вышних Богу… 
Итак, будем всегда поучаться псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших Господа.
29-я беседа на Книгу Бытия
…Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одной болезни, ни душевной, ни телесной, которая не могла бы получить врачевства из Писания. Так, например, приходит ли кто сюда (в церковь) удручаемый печальными обстоятельствами житейскими, от которых он предается унынию, — пришедши и тотчас услышав слова псалмопевца: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего (Пс.41, 6), он получает достаточное утешение и уходит отсюда совершенно свободный от уныния. Другой скорбит и печалится, будучи обременяем крайнею бедностью и видя, как другие окружены богатством, пышностью и великолепием; но и он слышит опять слова того же пророка: Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Пс.54, 23); и в другом месте: Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая, не возьмет ничего (Пс.48, 17-18). Иной унывает, претерпевая от других оскорбления и клеветы, и считает жизнь свою невыносимою, потому что не может ниоткуда получить человеческой помощи; но и этот научается тем же блаженным пророком не прибегать в подобных обстоятельствах к человеческой помощи, ибо слышит слова сего пророка: Они враждуют на меня, а я молюсь (Пс.108, 4). Видишь, где он ищет помощи? Другие, говорит, строят козни, клеветы и наветы, а я прибегаю к несокрушимой стене, к благонадежному якорю, к безмятежной пристани – к молитве, посредством которой все трудное для меня делается легким и удобным…
Прошу вас, чаще приходите сюда, внимательно слушайте чтение Божественного Писания и не только когда бываете здесь, но и дома берите в руки священные книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя. Ибо великая происходит от них польза: во-первых, от чтения их образуется язык, потом и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи озаряема светом Солнца правды, освобождаясь в это время от нечистоты порочных помыслов и наслаждаясь великим миром и спокойствием. Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями – напротив, еще облегчает полет ее и возносит ее, так сказать, на самое небо…

По книге: «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания» 2006г.

Написать комментарий