ВСЕ МЫ ВИСИМ НА ВОЛОСКЕ

ВСЕ МЫ ВИСИМ НА ВОЛОСКЕ

О необходимости покаяния, дьякон Владимир Василиск

 

На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей Отчизне.

 

Когда создавался этот материал, автор не мог ничего знать о страшном землетрясении и цунами в Японии. Он просто работал над разделом своей докторской диссертации с казалось бы таким далеким от современности названием «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии». И вдруг далекое преданье на наших глазах стало явью: машины, которые страшная стихия уносит в море, как ореховую скорлупу, двухэтажные дома, сметаемые водой как игрушечные домики из песка, целые поезда и корабли, засасываемые в бездну. И, наконец, аварии на ядерных реакторах – дальневосточный Чернобыль. Звезда Полынь вновь сияет своими страшными радиационными лучами – уже на Востоке. И страшный вопрос перед нами: а мы застрахованы от всего этого? Мы лучше их в очах Божиих? «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:2).


Передо мною Церковная История Иоанна Эфесского (VI век). Склоняюсь над витиеватыми сирийскими строчками. Перевожу. И возникает страшная картина землетрясения и наводнения, происшедшего в 551 году в Финикии (современный Ливан):

 

«В лето 870 греческого исчисления произошло великое землетрясение и обрушился Бейрут, а также города многие на побережье моря и деревни в Галилее, Аравии, а также в Палестине и в доме Шемрон (т.е. в Самарии). И море вышло из своих пределов и отступило на две мили по всей Финикии. И сильное бедствие, и великие знамения и чудеса, бывшие в граде Бейруте финикийском, когда было землетрясение и пали города, мы захотели сделать знаком предупреждения для тех, кто будет после вас. Когда было сильное землетрясение с небес, то море отступило и удалилось от Бейрута града и от прочих городов на берегу моря Финикии по повелению Бога на расстояние примерно две мили. И открылись ужасные глубины моря, и явились в нем зрелища великие и многие, и удивительные. И приготовленные корабли, наполненные многими товарами, и они были привязаны в гаванях и во время ухода моря от земли остались на дне. И они сокрушились и разбились, когда оставило их море и ушло по повелению Господа. И тогда по повелению тайному пучина моря ужасная обрушилась, чтобы вернуться на свое первоначальное место, и покрыла, и погребла в глубине своей в низу бездны всех тех несчастных. Ведь они устремились, чтобы найти богатство в глубине бездны и по образу Фараона канули в пучину и потонули как камень, как и написано (Исх.15:4). И устремил на них Господь воды морские, когда исполнился поток и вернулся к первой полноте. Те, кто были еще на краю берега, спешили спуститься, но ближайшие к земле выбежали на берег, когда они увидели, что пучина возвращается на свое первоначальное место. Но когда им удалось бежать, как от охотников, произошло страшное землетрясение, которое перевернуло дома в городах и, особенно в Бейруте. Пали они и сокрушили тех, кто бежал из моря. И не осталось ни одного человека из них. Но море поднималось против них сзади, а землетрясение разрушало город пред ними».


И вдруг меня осенило. Это же о нас! В 1991 году распался Советский Союз, воды советской государственности ушли и на дне постсоветского пространства остались корабли и обломки прежней жизни. И что стали делать очень многие из нас? Сказали в сердце своем: «Погонюсь. Разделю добычу». Устремились, как фараоновы колесницы к богатствам, оставшимся на дне советской пучины и принялись грабить, грабить и грабить… Большая часть российской собственности была роздана за безценок узкому кругу прихватизаторов. Как цинично заявил Березовский: «У нас – власть капитала».


Разворовывалась и продавалась не только безопасность Российской Державы, но и ее честь и достоинство, прошлое и будущее. Сколькие, так сказать ученые и публицисты, а также издатели сделали себе имена и деньги на том, что безчестили российскую историю, занимались «запретными темами», представляли Россию тысячелетней рабой… Празднование Победы в Великой Отечественной Войне называли «победобесием», а саму Великую Победу представляли историческим поражением: «Лучше бы, чтобы нас немцы завоевали, тогда бы пили баварское пиво». Смердяковщина в чистом виде: «Жаль, что умная нация не завоевала глупую». Но здесь не только и не столько безумие, скорее – безумная продажность.


Продавалась и продается нравственность русского народа. Более двадцати лет российское телевидение служит блуду и насилию, начиная со знакового перестроечного фильма «Интердевочка» и кончая возрожденной передачей «Дом-2». Число скандальных передач и картин исчисляется сотнями. Потому что прибыльно.

 

… И что мы думаем, неужели Господь так это все оставит? Что, Он не слышит вопля пролитой крови и гласа наших беззаконий? Что, нас не накроет волна Его гнева? Вспоминаются горькие строки преп. Романа Сладкопевца:
А мы, словно дети, родились разумом,
Лишь заботясь о еде, питье и играх,
И сидим на рынках, взывая друг ко другу:
«Пусть и Суд придет, будем наслаждаться, и тогда воскликнем:
“Отверзи”».
(Кондак о десяти девах).

 

Что в шестом веке, что сейчас, общество одержимо болезнью греховного инфантилизма. Конкретный пример подобного инфантилизма – жадный бег за добычей из разбитых кораблей по дну только что опустевшего моря, подобный стремлению фараоновых колесниц. У толпы, ринувшейся грабить, не хватило разумения даже на то, чтобы понять: после такого необычного отлива должно начаться что-то страшное, как минимум вода должна очень скоро вернуться на место и время бежать не в море, а из города, подальше от имеющих упасть зданий, как собственно и делали византийцы в таких ситуациях.


И нам, людям Церкви, следует особо задуматься. Пока не поздно, Церковь должна призвать государство и общество, наш народ к ПОКАЯНИЮ. И начать, конечно, с себя. Мы должны трезво посмотреть на себя, на свою жизнь, перестать тешить себя инновационными, глобально-миссионерскими, общехристианско-объединительными и прочими химерами. И попытаться стать прежде всего настоящими православными христианами.


Наша жизнь живо напоминает слова Спасителя из Его беседы о последних временах: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого…» Мф.24:38-40.

 

Важно понять: мы имеем дело с системным грехом, поразившим все общество, корень которого – в сребролюбии. И преодолевать его надлежит системно – сообща. Важно понять другое – «с Божией стихией царям не совладать»: нас не спасет никакая цивилизация, никакие охранники, никакие лимузины и корабли, если Господь занесет над нами Свой наказующий бич.

 

Мы все пребываем в состоянии мнимого комфорта, горделивой самозащищенности, не понимая, что ВСЕ висим на волоске. И нынешние события – лишнее тому доказательство. Для нас написаны следующие горькие, но спасительные слова Апокалипсиса: Откр.3:14-19.

 

По материалам сайта «Русская народная диния»

Написать комментарий