В программах духовных семинарий освобождают место для нового катехизиса?

В программах духовных семинарий освобождают место для нового катехизиса?

В течение нескольких последних лет в наших духовных семинариях, и без того изрядно поврежденных деятелями обновленчества, исчез еще один предмет, весьма важная дисциплина - Катехизис. То есть сегодня практически ни в одной духовной семинарии не изучается Катехизис, на освоение которого ранее тратилось до двух лет! Исключение составляют лишь Почаевская семинария и Екатеринбургская, в этом вопросе строго держащиеся прежних традиций. С какой целью изъят этот важнейших предмет? Ответ видится один, особенно в связи с разработкой и активным внедрением нового Катехизиса, - труд святителя Филарета по основам церковного вероучения хотят заменить этой новой бездарной и далекой по содержанию от святоотеческой 700-страничной писаниной, авторство которой принадлежит предположительно митрополиту Илариону (Алфееву).
 
Идея создания нового Катехизиса в рамках реформы Русской Православной Церкви прозвучала на Архиерейском соборе 2008 года. Тогда же Священный Синод РПЦ поручил Синодальной богословской комиссии во взаимодействии с другими синодальными структурами начать подготовку издания новой версии Катехизиса РПЦ. В 2009 году был утвержден состав рабочей группы по работе над Катехизисом во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым).

В начале 2016 года в сети появился первый проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви. Его обсуждение , о мнению его составителей и священноначалия, предполагалось осуществить тайно от верующего народа.
Патриарх Кирилл в докладе на Соборе 2016 года сказал: «Учитывая вероучительный статус и большой объем текста, его (Катехизиса) обсуждение не следует вести в публичном пространстве – в интернете, в блогах. Оно должно быть достаточно широким, но при этом – без неограниченной публикации еще не утвержденного проекта». Из слов Святейшего Патриарха было непонятно: Катехизис – это вероучительная книга Православной Церкви, или же гностический манускрипт масонской ложи, обсуждение содержания которого должно быть недоступно для «профанов» (лиц, не принятых в тайный орден) и непосвященных)? 

В православной среде в связи с разработкой нового Катехизиса высказывалась озабоченность, что в него могут войти сомнительные, с точки зрения православного вероучения, положения. После того, как «строго конфиденциальный» секретный проект все же оказался доступен читателям, оказалось, что опасения не напрасны. Проект был широко обсуждаем в сети и подвергся серьезной критике. Очевидно, в связи с этим решение о недопущении открытого обсуждения было пересмотрено.

22 июля 2017 года редакционная группа Синодальной библейско-богословской комиссии опубликовала окончательный (который отчасти учел сделанные замечания) проект Катехизиса Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения, который был вынесен на общецерковное обсуждение. Отзывы на проект нового Катехизиса принимались до 1 ноября 2017 года. 

Предполагалось, что на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви проект «нового Катехизиса» будет одобрен и принят в качестве вероучительной книги всей Церкви, каковой является, например, «Пространный Катехизис» святителя Филарета Московского. 

Выступая с докладом на Архиерейском Соборе, который открылся в Москве 29 ноября 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, рассказал о ходе работы над Катехизисом Русской Православной Церкви.

«Практика показала, что эта задача требует больше времени, нежели ожидалось, — констатировал Его Святейшество. — В соответствии с решением прошлогоднего Собора текст был направлен всем архиереям, выразившим желание принять участие в его рецензировании, а также в синодальные и ведущие духовные образовательные учреждения. Затем текст был изменен с учетом поступивших отзывов. В частности, исходя из специфики катехизического жанра, были исключены фрагменты, в которых обсуждались дискуссионные богословские вопросы. Кроме того, текст был опубликован для широкого обсуждения, срок которого еще не истек».

Как отметил Патриарх, подготовленный Библейско-богословской комиссией текст очень велик по объему и состоит из трех частей, в которых излагаются: основы православного вероучения; основы нравственного учения Православной Церкви; основные принципы канонического и литургического устройства Русской Православной Церкви. В связи с этим Предстоятель Русской Церкви предложил после внесения всех поправок сделать три самостоятельных текста катехизического содержания и издать их от имени Синодальной библейско-богословской комиссии.

Таким образом проект нового Катехизиса на Архиерейском Соборе не рассматривается и его повсеместное введение откладывается на неопределенное время.

С использованием материалов статьи http://www.blagogon.ru/news/530/


Написать комментарий