Заметка о сокращении богослужений: перед Богом не спешат

Заметка о сокращении богослужений: перед Богом не спешат

Суета, как ползучая эпидемия, проникает всюду. Даже такая цитадель духа, как Православная Церковь, с ее тысячелетними прочными корнями, сдает позиции. К примеру, богослужения, которые в дореволюционной России длились 3-5 часов, сейчас пролетают за полтора-два. Священнослужители мотивируют это доводом:
— А кто сегодня будет стоять пять часов? Ни у кого нет столько времени!

Да, отступать под напором мирской суеты легко. А вот чтобы твердо противостоять ей, требуется определенное мужество и глубина веры. Такая, например, как у игумена земли Русской Сергия Радонежского. Однажды приехал к нему из Москвы за советом-благословением великий князь Дмитрий. Торопился — в стольном граде его ждали важные дела. И просил отца Сергия служить в храме покороче. На что мудрый старец строго ответил князю:
— Перед Богом не спешат.

Как бы хорошо, как душеполезно и нам вразумиться этим советом! По сути, он дан всем людям на все времена. Потому что не только в храме, но и в дальнем пути, и дома, и на работе — мы всегда ходим под Богом. А перед Ним — не спешат. 

+       +       +

Православное богослужение создавалось или прямо Богом (к примеру, Евхаристия) или отцами Церкви под благодатным водительством Святаго Духа. Все его элементы гармонично и естественно сочетаются, способствуя нам идти по пути спасения. Можем ли мы самочинно и особенно по лени или нерадению разорвать эту гармонию Божественную? <...>

В духовной жизни нужно держать в трезвении свое сердце, свою душу и тело в том числе, чтобы возыметь спасительный навык молитвы. Вспомним евангельский стих, где Спаситель говорит о бесах: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). И в этом смысле православное богослужение – это битва. Так можем ли мы сокращать его? И кому такое сокращение будет выгодно? Вряд ли нам. Скорее, невидимым врагам нашим. Тем более что церковное богослужение является отражением небесного ангельского богослужения у Престола Божия, где святые и Ангелы находятся в непрерывном славословии Господа. И мы на земле (конечно, очень осторожно и постепенно, под необходимым духовным руководством!) должны стяжать навык непрерывной молитвы или хотя бы приближаться к нему. Но будем ли мы к нему приближаться, если станем сокращать службу? <...>

Кроме того в этом (в сокращении) есть некоторое самоволие, самочиние, а Церковь, как известно, зиждется на послушании. <...>

Из собственного опыта хочется сказать, что приходы, где опускаются или сокращаются уставные богослужения, хиреют как-то и оскудевают. Там же, где к этому идеалу – к Типикону – пытаются прихожане во главе со священником стремиться в своем богослужении, наблюдается подъем и процветание. Пример тому монастыри. На Руси они всегда были не только образцами духовной жизни, но и экономического хозяйствования. Почему? В них происходит каждодневное богослужение, призывающее Божью благодать. И Господь призирает на верность Своих. Потому что Господь не в рукотворных храмах живет. И Ему нужны не камень, но наше сердце, устремленное к Нему. А таким устремлением души и есть уставное православное богослужение и углубление в молитву во время него.

Из проповеди иерея Андрея Чиженко

Написать комментарий