ПОЧАЕВ – ПРИМЕР СТОЯНИЯ В ИСТИНЕ

ПОЧАЕВ – ПРИМЕР СТОЯНИЯ В ИСТИНЕ

Беседа с насельником лавры о борьбе с современными отступлениями

Почаевская лавра – удел Пресвятой Богородицы, оплот Православия. Но сегодня для многих верующих Почаев – это не только невыразимая красота архитектурных строений и их внутреннего убранства, благодать всенародно почитаемых святынь. Прежде всего, это живой пример твердости братии в исповедании Истины.

 

На масленичной седмице нам посчастливилось побеседовать с насельником Свято-Успенской Почаевской лавры иноком Анастасием (имя изменено).

 

– Отец Анастасий, на прошедшем в начале февраля в Москве Архиерейском соборе было принято благоприятное для православных положение, касающиеся электронных средств идентификации личности. Известно, что во многом его утверждению поспособствовало смелое Обращение наместника и братии Почаевской лавры к Патриарху Кириллу. Для нас, верующих России, очень важна поддержка с Украины, пример вашей твердости…

– Действительно, слава Богу, многие бодрствуют. Приведу такой пример. Когда в Верховной Раде решались вопросы об идентификационных номерах, Почаевская братия поехала в Киев на крестный ход. Не знаю даже, сколько кругов мы обошли вокруг Рады… Ходили целый день, молились и пели. Многие люди жили там в палатках, и ночевали, и служили, и трапезничали, акафисты читали…

– Мiрские или монашествующие?

– И мiрские, и монашествующие, с разных епархий, и священники… Тысячи, десятки тысяч людей! Автобусы приезжали почти с каждой епархии. Нас, наших, почаевских, было три автобуса: два братских и один – для всех желающих. При Почаеве есть Воскресная школа. И вот даже дети из Воскресной школы после учебы поехали на Крестный ход, ночью! Мы выехали вечером, в десять часов…

 

– Братия Почаевской лавры вся такого духа?

– Все разные. Как за всех сказать? Кто-то крепкий, кто-то немощный, кто-то понимает, кто-то не понимает…

– А в целом?

– В целом – слава Богу! Вот, например, книги Татьяны Грачевой знаете? Однажды на проповеди в лавре вышел батюшка, показал книгу «Святая Русь против Хазарии» и сказал: «Кто хочет знать, читайте, в лавке продается». Все побежали после службы в лавку и мигом раскупили, книг не хватило.

 

– Отец Анастасий, ходят слухи, что лавру хотят отнять украинские националисты…

– Говорят, что пока лавра находится в аренде, Православная Церковь арендует у государства. Ее уже неоднократно пытались забрать как музей. Когда приезжал Патриарх Кирилл, многие националисты возмущались его визитом, самим этим фактом. Но столько пришло православных его встречать! Называют цифры от 10 до 50 тысяч человек. Невозможно было даже приблизиться к лавре – столько народу! И все люди скандировали на улице: «Наш Патриарх – Кирилл!» Во время Патриаршей Литургии вокруг лавры прошли все националисты с флагами, выкрикивая, что они не любят москалей, такой протест высказывали. Лавру оцепили казаки, ОМОН. Эти националисты – хулиганы, они не только купленные – они из раскольников, филаретовцев, которые отнимают у православных храмы.

 

…Вот, смотрите, такой случай. Приезжают паломники. «Вы откуда?» – спрашиваем. – «С Украины». – «Какая епархия?» – «Черновицкая». – «А какой у вас Владыка?» – «Онуфрий». – «А-а, Онуфрий – хороший Владыка». Владыка-то хороший, но у него пол-епархии – Буковина, она находится рядом с Румынией, – на новом стиле. Владыку не слушают…

– А откуда это идет? Неужели сами батюшки хотят служить по папскому календарю?
– Это идет еще с тех времен, когда епархия относилась к Румынской Церкви. После Первой мiровой войны, в 1925 году Буковину присоединили к Румынии, а в Румынской Церкви с 1924 года был введен новый календарный стиль, который там, к сожалению, до сих пор сохраняется. Только в 1940 году Черновицкая область отошла к СССР, и в 1941-м епархию включили в состав нашей Церкви. Они говорят: «Это наш храм. Мой прадед тут служил, дед служил, отец, я служу, мои дети служат, сейчас уже мои внуки служат. Как был храм под румынами, мы служили, – так и служим». Вот так. Кстати, братия скита, что рядом с чудотворным колодцем, замечают, что особенно много болящих бывает среди паломников из Румынии и других стран, где служат по новому календарному стилю.

 

…Еще есть другие отступления – страшные – служат на украинском языке. Это тоже беда. Приезжают в Почаев и рассказывают, что там-то, там-то и там-то у нас служат по-украински. А было как-то, приехали из России и говорят: «А у нас в Смоленске на таком-то приходе служат на русском». Ну как же так? Господи, помилуй! Там – крайность, тут – отступление, Господи, вразуми! Как тяжело! Зачем новый стиль? Зачем современные языки в Церкви? Мы стараемся объяснять людям, почему так происходит и что это неправильно. У нас и в монастыре, и в скиту лежат листочки. Например, «Храни старый стиль», «Бережи церковнослов\'янську мову» – так называется. Написано на украинском, но там все понятно, доступно.

 

– Отец Анастасий, как в Почаеве относятся к тем священнослужителям, которые принимают такие отступления?

– Строго. Это очень серьезный вопрос. Таких отцов не пускают в алтарь – новостильников и тех приезжих, у которых уже есть электронные документы. Потому что если ты все это принимаешь, тогда кто ты такой? Чей ты? Он оправдывается: «Я приехал издалека…». – А зачем ты приехал? Принимаешь для того, чтобы приехать? Зачем такое лукавство? Ты живи чисто, свято и служи на своем приходе, а то он оправдывается: «А я бы к вам и не доехал…». Зачем так? Зачем это нужно?

 

– А католики к вам приезжают?

– Да, я был свидетелем такого эпизода. В монастырь приехала молодая пара, парень и девушка – католики. Говорят: «Мы – католики, мы начали жить вместе, и у нас что-то семейная жизнь не идет, наверное, у нас вера неправильная». Они попали к одному батюшке, а тот им говорит: «Будем решать все вопросы. Надо начинать с истинной веры, и все у вас заладится». И крестил их полным погружением, его назвали Самуилом, а ее – Анной (в день памяти этих святых крестил). Вот такая милость Божия.

 

– А что у вас говорят про о. А. Кураева? Известно, что братия Почаевской лавры официально поддержала молдавское Общество святой блаженной Матроны Московской после скандала, спровоцированного протодиаконом в Кишиневе…

– Владыка сказал, что он – неверующий. Это можно просто сказать, мягко. А Владыка сказал еще резче и конкретнее. У нас в Почаевской лавке продаются брошюры против Кураева и Меня (о. Александр Мень, священник-модернист).

 

– Расскажите про наместника, про владыку Владимира.

– А что рассказать? Владыка у нас – Мороз! (фамилия архиепископа Почаевского Владимира) Крепкий!

– А второй Владыка, архиепископ Тернопольский Сергий?

– Владыка Сергий как-то служил в Почаевском скиту на 20-летие своей хиротонии. И он сам читал шестопсалмие и канон! Служил не архиерейским, а священническим чином. Он очень простой, Владыка…

 

– Слава Богу, не оскудела наша земля такими архипастырями и есть еще живые источники веры – святые обители, в которых обильно изливается благодать Божия!

 

Отец Анастасий, благодарим Вас за беседу. Желаем помощи Божией Вам и всей во Христе братии Свято-Успенской Почаевской лавры – истинного оплота Православия, примера и надежды в наши лукавые времена. Спаси Господи!

 

По материалам газеты «Православный Крест»

Написать комментарий