Прихожане Московского Патриархата в Эстонии «чужие»
В начале нового года власти Эстонии дали верующим четкий сигнал: отныне их также будут делить по принципу «свой-чужой». Правительство выделило щедрые по местным меркам субсидии Евангелическо-лютеранской церкви и Эстонской апостольской православной церкви, образованной Константинопольским Патриархатом. А вот многочисленная паства Московского Патриархата как всегда ничего не получила, говорится в специальном материале РИА Новости.
Деньги «своим» официальный Таллин выделил «в качестве не подлежащей возвращению дотации для компенсации церквям материального ущерба, полученного в ходе войны и оккупации». Понятно, что, следуя этой логике, включать в список пострадавших религиозную организацию, в названии которой фигурирует столица «страны-агрессора», кажется странным, особенно если забыть о том, каким гонениям она подвергалась при столь нелюбимой эстонскими властями советской власти.
Как уточняют местные СМИ, средства были выделены в ответ на просьбу самих религиозных организаций и пойдут на восстановление уже имеющихся зданий, а также на покупку новых. В Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата пояснили РИА Новости, что за такой помощью к властям страны не обращались.
«В подобной форме субсидирования мы не нуждаемся», — заверил представитель Эстонской Церкви.
По его словам, ЭПЦ МП не получает дотаций от эстонского правительства. Иногда деньгами помогают Совет церквей Эстонии и некоторые муниципалитеты, как это было во время реставрации деревянной Казанской церкви в Таллине — одной из старейших в Европе.
В конце ноября Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе посетовал на непростую ситуацию в Эстонии. Несмотря на то что, по его словам, руководство страны «стремится поддерживать с Церковью конструктивные взаимоотношения», многие проблемы до сих пор остаются нерешенными — например, вопрос церковного раскола, который случился в начале XX века.
В 1920-м Патриарх Тихон даровал Эстонской Церкви широкую автономию. Однако спустя два года православное духовенство республики, порвавшей все контакты с советской Россией, обратилось к Константинопольскому Патриарху с просьбой предоставить их Церкви полную независимость (автокефалию). Однако добиться ее так и не удалось. Вместо этого была образована автономная Эстонская апостольская православная церковь.
Когда же Эстония вошла в состав СССР, православное духовенство снова стало частью Московского Патриархата. А в 1993 году Святейший Патриарх Алексий II вернул Эстонской Церкви автономию, что делало ее де-факто административно и финансово независимой от Москвы. Но власти страны упорно признают законной только ЭАПЦ, несмотря на практически полное отсутствие у нее паствы.
«Я была свидетельницей визита Патриарха Константинопольского Варфоломея в Эстонию. Где-то на третий день он спросил главу ЭАПЦ: "А что за два автобуса с туристами постоянно за мной следуют? Вы можете мне показать реальную паству?» — вспоминает Людмила, прихожанка ЭПЦ МП.
При этом создание такой искусственной церкви привело к резкому ухудшению отношений между Москвой и Константинополем. Официальную регистрацию ЭПЦ МП смогла получить лишь в 2002 году, что, впрочем, не сильно улучшило ее положение.
«В Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата мы переживаем немалые трудности: многие храмы, в которых мы совершаем Богослужения, принадлежат эстонскому государству, а мы пользуемся ими на правах аренды. И ситуация не меняется», — посетовал в интервью РИА Новости Предстоятель ЭПЦ МП митрополит Корнилий.
Прихожане жалуются, что русофобская истерия, которой пронизана риторика властей и СМИ, сильно отражается на жизни верующих.
«Старая басня о том, что все священники — агенты ФСБ, на бытовом уровне сильно подогревается церковными деятелями, конкурирующими с Эстонской Церковью за паству. Ну и, конечно, некоторые политики поднимают на этом свой рейтинг. Из уст официальных лиц это не звучит, а вот полуофициальных — ректора крупного вуза, заместителя третьесортного министра — вполне», — рассказывает житель Таллина Николай, прихожанин Эстонской Церкви Московского Патриархата.
По его словам, по той же причине общение между прихожанами ЭПЦ МП и ЭАПЦ практически отсутствует. Причем такое положение дел уникально для Прибалтики — ни в Латвии, ни Литве подобной проблемы нет.
Митрополит Корнилий сравнивает ситуацию в Эстонии с Украиной: и там и там все идет по одному сценарию, с участием других религиозных организаций и при молчаливой поддержке властей. А виноваты «агенты Кремля» в рясах. Судя по тому, как власти Эстонии игнорируют проблемы 150-тысячной паствы Эстонской Церкви Московского Патриархата, в отличие от 20-тысячной ЭАПЦ, сценарий передачи храмов, в том числе силовой, «малым сим» может стать реальным.
http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/10/mitropolit_kornilij_my_perezhivaem_nemalye_trudnosti/
http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/10/mitropolit_kornilij_my_perezhivaem_nemalye_trudnosti/