Должно быть внимательным к внушениям своей совести

Должно быть внимательным к внушениям своей совести

(Из слова о некоем монасе, хотящем дщерь пояти иерея идольского, и отвергшемся Христа и святого Его крещения; и паки спасе его Бог)
 
Слово Божие говорит, что належит человеку помышление на злая от юности его (Быт. 8, 21), т.е. что мы склонны более к злу, чем добру. Но Промысл Божий и при нашем нравственном растлении все-таки бодрствует над нами и возникающее в нас чрез удаление от добра зло часто пресекает или исправляет и всегда желает обратить к добрым последствиям. К сожалению, к этим благим действиям Божьим мы большею частью относимся не только с небрежением, но и неблагодарностью. Задумал, например, человек какое-нибудь злое дело и стал изыскивать средства совершить оное; но вдруг является внешнее препятствие, или подаст голос совесть, и грех не совершен. Что более оставалось бы делать тут, как не благодарить Бога за сохранение от греха и начать исправление жизни? Но нет! Вместо этого он только ропщет на то, что не удалось ему злое намерение привести в исполнение, и снова начинает думать, как бы поскорее снова отыскать способ ко греху и совершить его. А от этого часто и видим, что чем долее человек живет, тем более делается худшим и иногда совершенно погрязает во зле. Но этого бы не было, и не худшим, а лучшим бы становился он, если б был внимательным к вразумлениям Божьим и внушениям своей совести.


Одного инока стали смущать нечистые помыслы, и дьявол с искушением явился. Инок сбился с пути. Проходя по случаю одним из селений Египта, он встретил дочь идольского жреца, воспылал к ней страстью и стал просить отца, чтобы отдал в жену ему. Жрец сказал, что не выдаст за него дочь до тех пор, пока не спросит бога своего, и за тем обратился к демону. «Некоторый монах, – сказал он последнему, – просит руки моей дочери; отдать ли ее за него?» Дьявол отвечал: «Если отвержется Бога своего и крещения и обетов монашеских, – отдай». Монах отрекся, а жрец опять пошел к демону и сказал про него, что все, что требовалось, он исполнил. Дьявол отвечал: «Не отдавай за него дочь: ибо хотя он и отрекся Бога своего, но его Бог все еще ему помогает и от него не отступил» Жрец пересказал последнее иноку. Выслушав это, инок пришел в себя, раскаялся и сказал: «Если такую явил на мне благодать Свою Бог, что и после того, как я отрекся Его, не перестает помогать мне, то ужели и после сего я еще снова стану прогневлять Его?» И тотчас возвратился в пустыню. Там он передал все случившееся с ним одному из великих старцев, и сей, оставив его с собою в пещере, заповедал ему слезное покаяние, молитву и пост. Инок исполнил повеленное и спустя три недели, чрез чудесное видение, получил полное прощение. Он остался после сего со старцем на всю жизнь и спасся.

О, сколь блаженны были бы мы, если б всегда пребывали внимательными к внушениям нашей совести и научились одерживать славнейшие из всех побед – победы над самими собою! Сколько бы мы были любезны Богу, если б, вместо того, чтобы прилагать грехи ко грехам, научились хоть сколько-нибудь распинать плоть свою со страстями и похотями и шли к Нему с покаянием, если б от чистого сердца и с полным желанием оставить путь греха могли с блудным сыном сказать Отцу Небесному: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой. Сотвори мя яко единого от наемник Твоих (Лук. 15:18–19)! Поистине Он отверз бы нам Свои объятия и сказал: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис. 44, 22). Аминь.
 
Источник: Пролог в поучениях на каждый день года. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007г., стр.272-273

Написать комментарий