Как мы заботимся о теле и как - о душе

Как мы заботимся о теле и как - о душе

Слово старца Амвросия Оптинского. В Евангелии сказано: «какая польза человеку, если приобретет весь мир и повредит душе своей» (Мк. 8, 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми сокровищами и благами! Но страшно подумать о том, как мало понимаем мы достоинство своей бессмертной души!

 
На тело, это жилище червей, этот покрашенный гроб, обращается все наше внимание с утра до вечера; а на безсмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва ли обращается одна мысль в течение целой недели! Служению телу посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души – только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит изнуренная, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде. А душа, с головы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной, неискренней исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.

Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия, от них нередко впадают в нищету целые семейства, для него люди готовы иногда на любые труды, а бедная душа имеет всего один час в воскресные дни для слушания Божественной Литургии, всего несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни и бывает довольна, когда выразит холодным вздохом память о смерти.

Для здоровья и сохранности тела проветривают и меняют жилище, призывают искуснейших врачей даже издалека, воздерживаются от пищи и питья, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь, и резать. А для здоровья души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же воздухе, в том же недобром обществе, в том же порочном доме и не ищут никакого врача для души или выбирают врача незнакомого и неопытного и скрывают от него то, что уже известно и небу, и аду, и о чем они сами хвастаются перед всеми. Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом!

Так мы не осознаем достоинства своей души и, подобно Адаму и Еве, отдаем ее за красивый по виду плод.

Почему же мы, по крайней мере, не плачем подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия Отечества, взывал: «Кто даст главе моей воду и очам моим источник слез» (Иер. 9, 1)!

Мы же, к сожалению, чаще всего заботимся только о стяжании благ земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага преходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы. Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее и заботиться о едином на потребу – о спасении душ наших.
 
Протоиерей Григорий Дьяченко. Накануне исповеди  
 
 

Написать комментарий