О неблагоговейном поведении в храме

О неблагоговейном поведении в храме

а) Стоять в храме и помышлять о житейском – значит не быть в нем. Однажды царь Иван Васильевич Грозный в день праздничный пришел в церковь, и стоя в храме, думал, как ему украсить свой новый дворец, который он задумал строить на Воробьевых горах. Пришел в тот же храм и блаженный Василий Христа ради юродивый, и, скрывшись от взоров царя, стал в углу и, смотря на царя, наблюдал, что совершается в мыслях его. После службы Василий зашел из храма к царю. „Где ты был, Василий? Я не видал тебя в храме», спросил царь. – «А я видел тебя», отвечал Василий, только ты был не в храме, а на Воробьевых горах, и думал, как лучше украсить дворец свой. Церковь наша поет: всякое ныне житейское отложим попечение... Стоять в храме и помышлять о житейском, значит не быть в нем»! Удивился царь прозорливости блаженного и сказал: „так истинно было со мною», и с этих пор еще более стад уважать Василия, как обличителя тайных его мыслей. („Ч.-М.» авг.).

б) Дьявол влечет из храма всякого, небрежно стоящего во храме. Кто в храме Господнем стоит без внимания, с небрежением и рассеянностью, производит смех и шум, у того нет истинной молитвы; в душе его пусто, словно в дикой пустыне; к такому христианину подходит враг – диавол и влечет его из храма Господня. Вот вам и пример на это: в монастыре препод. Венедикта был брат ленивый и нерадивый. Однажды, стоя в церкви, преподобный заметил при нем беса в виде черного отрока, который влек его за край одежды из церкви. („Чет.– Мин.» 14 марта).

в) О том, как патриарх Иоанн милостивый обличал тех из христиан, которые преждевременно уходили из церкви. Раз увидевши, что многие ушли из церкви после евангелия для бесед у паперти, патриарх Иоанн милостивый и сам вышел и сел между ними. Когда те были удивлены его поступком, сказал: „где овцы, там нужно быть и пастырю; я для вас хожу в эту церковь, а для себя могу служить и в домовой церкви». Сделавши тоже и в другой раз, он исправил нерадивых. („Летопись церков. событий и гражд., поясняющих церковные», арх. Арсения. 2-е изд. 1880 г., стр. 246).

г) Можно ли выходит из церкви прежде отпуска священнического? Послушайте, что говорит об исхождении из церкви прежде отпуска священнического великий и славный учитель вселенский св. Иоанн Златоуст: „что ты делаешь, человек! Когда Христос присутствует, когда ангелы предстоят, когда эта страшная трапеза предлежит, когда братия твои еще причащаются тайнам, ты, бросая все, уходишь! Быв позван куда либо на обед, ты, если бы и насытился прежде других, не осмеливаешься уйти прежде друзей, когда другие еще возлежат (сидят за столом); а здесь, когда совершаются страшные Христовы тайны, когда продолжается еще священная служба, ты все оставляешь и уходишь! – Стоит ли это какого-либо извинения? Можно ли это чем-либо оправдать?»

„Хотите ли, я скажу, продолжает затем св. Златоуст, что делают те, которые уходят прежде окончания службы, не выслушав в конце трапезы благодарственных песней. Может быть тяжко покажется то, что скажу, однако же надобно сказать, ради небрежности многих: Иуда, участвовав в последней вечери, бывшей в ту последнюю ночь, когда все другие возлежали, один поспешил уйти. Итак вот кому подражают те, кои уходят, последнего благодарения не выслушав! Тот (Иуда), если бы не ушел, не сделался бы предателем; не погиб бы, если бы не оставил соучеников; волк не нашел бы его одного и не пожрал бы, если бы самого себя не отлучил от стада; не был бы добычею зверя, если бы не удалился от Пастыря. Таким образом, когда те, с Господом воспевше, изыдоша, он вышел вместе с иудеями на предательство». („Воскр. чт.» 1889 г., № 52).
 
Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. 
Опыт катехизической хрестоматии.

Написать комментарий