Письмо Антония Великого

Письмо Антония Великого

Мои возлюбленные и чтимые о Господе братья! Я, Антоний, приветствую вас!

Истинно, возлюбленные мои, не один только раз посещал Бог создания Свои, но с самого дня сотворения мира каждой душе, желающей приблизиться ко Творцу всего сущего, согласно заложенному в ней завету, подавал благодать Святого Духа.

Но разумно мыслящие твари, те, у которых сознание завета ослабело и разумное восприятие действительности заглохло настолько, что они уже не в силах были сознавать себя теми, кем они были первоначально созданы, становились неразумными и начинали поклоняться вместо Творца – Его твари.

Однако Творец всего бытия, безсмертный и вечный, щедрый и милостивый, не забывал Своего завета с нами и продолжал посещать нас.

А когда некоторые из людей, благодаря заложенному в них божественному закону, возрастали духовно, поучаясь Духом Святым, становились достойны Господа Своего, усыновлялись Им, и давалось тогда им истинное знание, как славить Творца Своего. О них и сказал апостол Павел: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11,39).

Итак, Творец всего сущего, не сожалел и не раскаивался в Своей любви к нам, а продолжал посещать нас, страдающих в болезнях и душевных смятениях. Он призвал Моисея законодавца, который дал нам закон, написанный на скрижалях, и основал для нас Дом Истины, который и являлся прообразом Церкви кафолической, приближающей нас к Богу.

Ибо Господь желал, чтобы мы вернулись к нашему первоначальному истинному состоянию. Но Моисей, построив «Дом» свой, умер, не закончив дела своего.

Тогда Господь призвал сонм пророков, которые тоже пытались продолжать дело Моисея, но тоже ушли, не закончив «Дома».

И все они, облеченные Духом Святым, видели и сознавали, что раны человеческие неизлечимы, и что никто из смертных не в состоянии излечить их, а только Единородный Сын, Образ Разума Бога-Отца, Который по образу Своему создал всякое разумное существо, может принести спасение и излечить неизлечимые раны.

Ибо они знали, что Спаситель – Великий Врач, а потому и молились за нас, взывая: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер. 8,22). «Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился, оставьте его и пойдем каждый в свою землю» (Иер. 51,9).

Но Бог в Своей неиссякаемой любви сошел к нам и устами Своих святых говорил: «Сын Человеческий, изготовь Себе нужное для переселения» (Иез. 12,3).

Но «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2,6–11).

Поэтому, возлюбленные мои, пусть слова эти воплотятся в вас, а именно – что любовь Божия не пощадила даже Сына Своего, но предала Его для спасения всех нас, «Который отдал Себя Самого за грехи наши» (Гал. 1,4), «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53,5). И силой слова Своего Он собрал нас со всех концов мира, и воскресил наш разум, и простил грехи наши, и научил нас познать то, что мы члены один другого.

И я умоляю вас, братья, – уразумейте эту божественную милость, что Он подобен нам был во всем, кроме греха.

И пусть каждый разумный человек, для которого и пришел Спаситель, пересмотрит всю свою жизнь, познает свой разум, и научится различать добро от зла, для того, чтобы быть освобожденным от греха и искупленным Его пришествием. А те, кто освобождаются Им от греха, называются рабами Божиими. Но это еще не совершенство, а праведность, которая и ведет к усыновлению. Иисус Христос, наш Спаситель, знал, что они недалеко от получения Духа Усыновления, и что они познали Его, будучи поучаемы Духом Святым, и потому сказал им: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15,15).

И познав себя и свою разумную сущность, они могут теперь с дерзновением воскликнуть: «Если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор. 5,16). Получив же Духа Усыновления, они говорят: «Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа Усыновления, которым взываем: Авва Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8,15–16).

Пусть эти слова воплотятся и в вас, мои возлюбленные братья, и пусть тот, кто не исправился, кто не потрудился, пусть знает, что пришествие Спасителя будет ему в осуждение. Ибо для некоторых будет «запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2,16).

Ибо о Нем сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лук. 2,34). И потому я умоляю вас, мои возлюбленные, именем Христа, спасайтесь, «и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь ко Господу», ибо для чего тогда носим это монашеское одеяние, как не для того, чтобы приготовляться к Последнему Суду. Внимайте, ибо и сейчас время уже близится, в котором будут судиться дела каждого из нас. А что касается тех подробностей, о которых я говорил, то есть еще много, о чем бы я хотел написать вам. Но написано: «Даждь премудрому вину(1) и премудрейший будет» (Притч. 9,9).

Я приветствую вас всех, от самого последнего среди вас до самого высшего. И пусть Бог мира сохранит вас всех. Аминь.
________________________________________________________________________________________________________
(1) В греческом – «повод, исходную точку». Мысль здесь та, что мудрому человеку не нужно все подробно объяснять, достаточно дать только идею, а он ее разовьет сам.

Преподобный Антоний Великий. Письма.

Написать комментарий