ЦЕРКОВНАЯ СВЕЧА

ЦЕРКОВНАЯ СВЕЧА

Предназначение церковной свечи
Церковная свеча предназначается не для одного только освещения. Если бы она назначалась только для одного освещения храмов, то и употреблялась бы только во время вечернего Богослужения; между тем, мы видим, что она употребляется при каждом Богослужении и употребляется тем в большем количестве, чем торжественнее Богослужение.

Из этого видно, что она, помимо назначения освещать, имеет у себя другое назначение выражать наши разнообразные душевные состояния. Она есть, таким образом, то же, что жертва. А если она есть жертва, то материал ее ни в коем случае не может определяться теми взглядами на пользу и удобства, какими определяются обыкновенные предметы освещения. Он исключительно может определяться только идеей самой жертвы.

В нем, следовательно, не должно быть, прежде всего, ничего, что заключало бы в себе какую-либо нечистоту. Как в Ветхом Завете от всех сжигавшихся перед Господом Богом веществ и предметов требовалось, чтобы они были чисты, чтобы елей был чистый, выбитый из маслин (Исх. XXVII, 20), чтобы вещество для курения было благовонное, чистое (Исх. XXX, 34,35), чтобы приносимое в жертву животное было без порока (Лев. XXII, 20-22): так, тем более, это нужно сказать о материале, который возжигается теперь пред чистейшей и совершеннейшей жертвой.

В нем все должно быть к тому направлено, чтобы он возможно больше мог служить выражением того внутреннего состояния, в каком мы должны приносить себя в жертву Богу. Что воск есть предмет, по преимуществу соответствующей указанным целям, на то один из церковных писателей первой половины XV столетия, а именно Сименон Епископ Солунский, выставляет следующее причины: «Воск, - говорит он, - как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать св. Духа: воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами (книга о церкви, гл. 134. см. «Новая скрижаль», стр. 40)

Конечно, явится мысль: это издержки нашаго спекулятивного безбожного времени. Но, судя по всему, как и грех вообще не сегодня родился, так и эти «издержки» -гораздо старше нашаго времени.

Взглянем, что писалось в девятнадцатом веке: «в последнее время идет борьба и конкуренция чистого пчелиного воска с церезином и со всякою похожей на воск смолою.

Одни, проникнутые благочестием, желают, чтобы в Церквах горели свечи чистаго пчелинаго воска, приносные и покупаемые Церквами. Они жалеют и роскошно украшенные золотом и живописью храмы, которые коптятся от гари свечей с примесью смолы, или вовсе без примеси пчелиного воска, и здоровье христиан, которые бледнеют и задыхаются в храмах гарью от свечей душевного, дурного и возбуждающего морскую болезнь свойства: и желают, чтобы жертва Богу приносилась чистая и ценная, насколько возможно без скупости и без обмана, совсем не подходящих к таковому святилищу, каковы наши храмы Божии, где складываются наши торговые и всякого рода житейские грехи только в покаянии, но не в виде кип свечей: откуда изливается Божие Благословение на всю нашу жизнь и на все наши дела, не исключая и торговых».
В книге правил Святых Апостолов, (в 71 и 72 правилах) прямо говорится, о том, что воск, наряду с елеем, был в числе постоянных принадлежностей Церкви и что похищение его признавалось таким преступлением, которое наказывалось отлучением от Церкви.

Итак, если воск служит, по учению церкви, самым лучшим материалом для нашего жертвенного к Богу приношения, если кроме него и елея, ничего другого Церковь никогда и нигде не употребляла, то никакая примесь к воску не должна иметь места.

Какого бы свойства эта примесь ни была, она всегда произведет в составе изменения, а с изменением состава воск уже не может быть выражением тех духовных качеств, какие должны быть им выражаемы.

Сопоставляя все сказанное о материале свечей в одно целое, мы приходим к заключению, что материалом для церковных свечей, должен быть воск натуральный, пчелиный, что допущение к нему примесей есть дело не согласное ни с учением Церкви, ни с вселенским преданием, что изготовленные из такого изпорченнаго воска свечи должны быть непременно устраняемы от допущения в храмах»
 
Из увещеваний преосвященного Амвросия епископа Харьковскаго и Ахтырскаго:

«По уставу церковному, свечи, приносимые в храмы, должны быть из чистого пчелиного воска и издавать благоухание меда и сота, с сладостью и благовонием которых сравниваются в священном писании словеса закона Божия.

Издревле благочестивые предки наши свято хранили этот священный обычай, но ныне дух неразборчивой промышленности и корыстолюбия проник и в это святое дело изготовления восковых свечей для храмов Божиих.

На промышленных заведениях иногда и не христианскими руками изготовляются свечи с примесью разных сторонних веществ, которые отнимают у них достоинство и соответствие священному их назначению.

Такие свечи оставляют на руках сальность и дурной запах, при горении оплывают, дымят, трещат и коптят святые иконы, иконостасы и священную утварь, так что от копоти и недавно обновленные храмы темнеют и теряют свой благолепный вид, от чего пропадают напрасно и ваши благочестивые жертвы на их обновление и украшение.

Как видите, даже такое, более чем поверхностное, исследование показывает, что проблема эта реальная, и уже в XIX веке была не в новинку. И начинаешь догадываться, что не просто скудостью эта проблема объясняется и не экстремальными условиями, не безвыходным положением.

Ведь вред здоровью от искусственных свечей настолько очевиден, что не нуждается в пространных доказательствах. Горение синтетических и многих древесно-смолистых материалов, безусловно, сопровождается выделением вредных веществ. А уж их-то в изобилии вдыхают от поддельных свечей прежде всего священно - и церковно служители, а потом уже и мы многогрешные прихожане, травим себя за свой собственный счет.

Ввиду всего сказаннаго, священники и церковные старосты, не только сами не должны покупать свечей не чисто восковых, которые составляют мерзость перед Богом и поругание святости храмов Божиих, и кощунство над тем высоким значением, какое имеет и должно иметь возжигаемое нами пред Господом вещество, но и всеми зависящими от них мерами стараться о том, чтобы и сторонние люди, прихожане и богомольцы, не приносили таких свечей в церковь».

Написать комментарий