В наступившей вечности: В.Н. Крупин об антиэкуменическом наследии митрополита Иоанна (Снычева)

В наступившей вечности: В.Н. Крупин об антиэкуменическом наследии митрополита Иоанна (Снычева)

И при жизни, а тем более после кончины, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна нередко ставили и ставят в один ряд со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Оба Иоанны, оба служили в городе, названном именем первоверховного апостола Петра, оба сходны в своих высказываниях. И сам митрополит Иоанн всегда говорил о значительности и значимости служения отца Иоанна Кронштадтского для России, приводил цитаты из его трудов, а молитвенное воззвание отца Иоанна поставил эпиграфом к своей, может быть, самой значительной книге «Самодержавие духа». 

Вот это воззвание: «Отче наш, Иже ecи на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России, а не уравненною с иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания неимеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями. ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК» (Пс. 116, 2).

Слова об истине Господней сам митрополит Иоанн выделял особо. Он видел преображение России, ее спасение только в одном — в Православии. Его пастырская деятельность, его труды особенно обозначились и проявились в годы нового смутного времени, именно тогда, когда к нам, в который по счёту раз, хлынули инославные проповедники. Наши демократы восторженно кинулись под их благословение, еще бы — передовые страны подтягивают нас к цивилизации. 

Конечно же, они подняли свист, когда стали печататься статьи и труды владыки Иоанна. В чем только его не обвиняли: в шовинизме, национализме... 

Любящие Владыку только тем и спасались, что вспоминали: блаженны те, на кого рекут злые глаголы. Не оклеветанные не спасутся, повторяем мы и сейчас, вспоминая, сколько клеветы вынес почивший в Бозе.

Когда я сподобился беседы с митрополитом (нас несколько русских писателей), мне совершенно нечего было сказать ему. У меня было ощущение полного всеведения Владыки. Когда один из нас стал говорить ему о значении его многотрудного служения, он приподнял руку и негромко, как он всегда говорил, сказал, кротко улыбаясь:

— Хвалители хуже хулителей. Хвалители внушают гордыню и успокаивают, а хулители показывают слабые места и подвигают на новые труды.

Писатель подарил свою вышедшую книгу и спросил, скоро ли Владыка прочтет её.

Оглянувшись на столы и подоконники, заваленные печатной продукцией, Владыка кротко и искренне ответил, что года через три. Потом, отвечая заочно упрекавшим его за то, что он печатается в газетах крайних направлений, заметил, что все читатели для него — рабы Божии, тем более читатели таких резких газет.

— Я отдам статью в любой орган, условие одно — печатать без искажений.

Но демократы, критикуя митрополита, не очень-то просили у него статей для своих бесчисленных изданий. Но хоть за то спасибо, что замечали эти публикации, не могли не замечать.

А их, слава Богу, набралось немало. Книги «Очерки духовной смуты», «Самодержавие духа», «Битва за Россию», «Одоление смуты», «Стояние в вере» — эти труды по истории и современности России, содержащие оценку событий с православной точки зрения, объединены серией «Зов вечности». Так оно и есть — нам надо изучать эти труды, идя на зов вечности. 

Так мало прошло времени со дня отпевания Владыки, которое свершилось в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, с момента его погребения на Никольском кладбище Санкт-Петербурга, но уже видно, как с чистых его архиерейских одеяний отряхнулась вся шелуха нападок на него, как вырастает и будет продолжать расти его светлый образ.
 
Последний раз я подошёл под благословение Владыки в Троице-Сергиевой Лавре, в Сергиев день, когда он шел на заседание Священного Синода. Всезнающее окружение иерархов говорило, что он будет проситься на покой. Да, потом узнали, что просился. Синод посчитал необходимым оставить его на посту.

Он и остался, выполняя послушание. Сегодня мы читаем все его огромное наследие, как завещание, венчает которое одна из последних работ Владыки против экуменизма «Смотрите, не ужасайтесь...». 

Владимир Крупин, сопредседатель Правления Союза писателей России
Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/29/v_nastupivshej_vechnosti/

Написать комментарий