Великая среда: наступающие дни самые благоприятные для покаяния грешников

Великая среда: наступающие дни самые благоприятные для покаяния грешников

Свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский. Слово в великую среду
По благодати Божией, братие, мы стоим уже на последнем пределе св. Четыредесятницы. Как пред древними израильтянами, странствовавшими сорок лет в пустыне, пред нами теперь Ханаан духовный — страдания, смерть и воскресение Господа нашего.

Чего не делала св. Церковь, дабы приготовить нас к достойному вшествию в сию землю обетования. — И гремела громом проклятия на сынов строптивых; и питала послушных манною различных молитв и песнопений, самым Телом и Кровию Христовою; и услаждала для ослабевающих на пути горькия воды покаяния древом Креста; и в последние дни сии разверзала пред всеми книгу Новаго Завета, показуя нам все деяния нашего Господа. — После столь долгаго и разнообразнаго удобрения земли и сеяния, надобно быть богатой жатве. Итак, где теперь Иисус и Халев, — те, кои добре подвизались подвигом поста? Да престанут от четыредесятидневнаго странствия, да преходят немокренно Иордан, да идут прямо в Сионскую горницу, где уготовляется безсмертная трапеза! Там будут омыты красныя ноги их от самаго тонкаго праха земных помышлений; там услышат они последнее завещание грядущаго на страдания Господа, приимут мир и обетование Духа; оттуда во след за Ним, без наших указаний, пойдут в Гефсиманию и на Голгофу, — дабы страдать с Ним и сраспяться Ему духом.

Но что делать, братие, тем из нас, кои во время духовнаго странствия по пустыне поста, не преставали обращать лицо и сердце к Египту, роптали при горьких водах покаяния, и тогда как Моисей на горе принимал закон, покланялись под горою, может быть, тельцу златому? (Исх. 32, 1-6). Ах, пред таковыми не разверзется Иордан, не падут стены Иерихонския, не станет солнце прямо Гаваона! (Нав. 10, 12). Таковым место не у гроба Спасителя, а у гробов похотения (Числ. 11, 34).

Но что вижу я? — Одесную распятаго Господа висит разбойник. Что слышу? Господь вещает к нему: Днесь со Мною будеши в раи (Лук. 23, 43). Кто же может затворить рай, когда Господь отверзает его? — Итак, братие, кто бы вы ни были, как бы ни казались великими грехи ваши, грядите все на Голгофу: распятый Господь призывает вас. Несмотря на нечистоту нашу, Он не хощет никого исключить из блаженнаго завета Своего; хочет, чтобы мы все участвовали в небесном царствии, приобретенном Его заслугами. Оставьте же, братие, все темныя дела ваши, и спешите к своему Спасителю, доколе Он еще на земле, доколе без вас не предал дух Свой Отцу. Оставьте, говорю, темныя дела. — Ужели вы дерзнете явится с ними и пред Господом? показать их и у Креста Его? — Ах, довольно вы возмущали своими беззакониями Его жизнь: надобно ли возмущать ими и последния минуты Его? Нет, братие, как бы ни было упорно во грехе сердце ваше, вы не позволите ему таковаго безчувствия, таковаго небрежения к своему Спасителю: посредством покаяния вы сложите тяжесть грехов ваших у подножия Голгофы; явитесь пред лице Распятаго, если не со смирною благих дел, то и не с зловонием беззакония; — явитесь для того, чтобы упасть в слезах к стопам Его, принести исповедание во грехах своих, просить забвения измен ваших и благословения на исправление своей жизни, на побеждение злых навыков ваших, борьба с коими соделается отселе вашим главным занятием в жизни. Без сего лучше не являтся ко гробу своего Спасителя, лучше не лобызать язв Его.

Поспешите же, братие, очистить себя покаянием; поспешите возобновить чрез него расторженный грехами вашими союз с Богом и Христом. Благоприятнее сего времени нет, и быть не может. Взирая неуклонно на страдания Господа, душа сама будет проситься на крест, сердце само преклонится к подножию его. Не подавляйте, братие, сего святаго чувства; идите всеми мыслями за своим Спасителем. Он изнеможет под тяжестию креста; заденьте его вместе с Симоном Киренейским, заденьте верою, и идите на Голгофу, с твердою решимостию начать распятие плоти своей с ея страстями и похотями. С Господа будут совлекать одежды; а вы поспешите облечься ими, прикрыт греховную наготу свою Его правдою и заслугами. Копие изведет из ребра Его воду и кровь; а ты стань под крестом с отверзтыми устами, да падет в твою внутренность хотя капля жизни для погашения адскаго пламени, тебя снедающаго.
Еще повторю: наступающие дни суть самые благоприятные для покаяния грешников, ибо суть дни спасения всего мира: свидетель тому благоразумный разбойник. Аминь. 

Источник: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонскаго и Таврическаго. Том V. Первая седмица Великаго поста. – Страстная седмица. – Светлая седмица. —СПб.: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1872. — С. 118-120. 

Написать комментарий