«НАУЧИТЕСЯ ОТ МЕНЕ, ЯКО КРОТОК ЕСМЬ И СМИРЕН…»

«НАУЧИТЕСЯ ОТ МЕНЕ, ЯКО КРОТОК ЕСМЬ И СМИРЕН…»

Прп. Иоанн Лествичник о главных добродетелях христианина

О КРОТОСТИ, ПРОСТОТЕ И НЕЗЛОБИИ, КОТОРЫЕ НЕ ОТ ПРИРОДЫ ПРОИСХОДЯТ, НО ПРИОБРЕТАЮТСЯ ТЩАНИЕМ И ТРУДАМИ, И О ЛУКАВСТВЕ

 

1. Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. Научитеся от Мене, говорит Он, яко кроток есть и смирен сердцем (Мф.11:29). Итак, прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узреть солнце тому, кто прежде не просветится оным светом, как показывает самое свойство сих добродетелей.

 

2. Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в безчестии пребывает одинаковым.

 

3. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться.

 

4. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется.

 

5. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим (Пс.24:9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. На кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткаго и безмолвного (Ис.66:2).

 

6. Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения.

 

7. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола.

 

8. Кротцыи наследят землю, или лучше, возобладают землею; а неистовые во гневе потребятся от земли их.

 

9. Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства.

 

10. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроктия на суд (Пс.24:9), паче же на рассуждение.

 

11. Душа правая – сожительница смирения; лукавая же – раба гордости.

 

12. Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия.

 

13. Гневливый человек и лицемер встретились друг с другом; и невозможно было найти правого слова в их беседе. Если раскрыть сердце первого, то найдешь неистовство; а испытавши душу второго, увидишь лукавство.

 

14. Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству [в славянском переводе: «неподвижною к зломыслию»].

 

15. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих.

 

16. Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами.

 

17. Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения.

 

18. Правота есть незрительная мысль, искренний нрав, непритворное и неподготовленное слово.

 

19. Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и который искренно обращается со всеми.

 

20. Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностию, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение; словом оно есть бесовское житие.

 

24. Первое свойство детского возраста есть безразличная простота; и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души своей, и ничего постыдного в наготе плоти своей. Похвальна и блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства чрез многие поты и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости; почему и награда первой не велика, а последней преславна.

 

25. Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости. Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение.

 

26. Лукавый есть лживый провидец, который думает, что он из слов может разуметь мысль других, и по внешним поступкам – сердечное расположение.

 

27. Видал я таких людей, которые прежде были праводушны, а потом у лукавых научились лукавить. Я удивился, как могли они так скоро потерять свое природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных.

 

29. Если разум надмевает многих, то напротив невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют.

 

31. Простосердечный монах, как бы одаренное разумом безсловесное, всегда послушен, совершенно сложивши бремя свое на своего руководителя; и как животное не противоречит тому, кто его вяжет, так и душа правая не противится наставнику, но последует ведущему, куда бы он ни захотел; хотя бы повел на заклание, не умеет противоречить.

 

32. Неудобь богатии внидут в Царствие небесное; неудобно и мудрецы безумные мiра сего войдут в простоту.

 

33. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие.

 

34. Борись, и старайся сомневаться своей мудрости [Понуждайся противоборствовать своему мудрованию и ничего не делай по собственному твоему разумению, без воли твоего наставника.]. Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

 

 

По материалам:
Новогреческий перевод «Лествицы» Афанасия Критского.

Написать комментарий